«Гугеноты» Мейербера: любовь в декорациях Варфоломеевской ночи

«Гугеноты» Мейербера: любовь в декорациях Варфоломеевской ночи

В ночь с 23 на 24 августа 1572 года Париж содрогнулся от страшной резни, которая вошла в историю как Варфоломеевская ночь. Эти события стали основой оперы «Гугеноты» Мейербера.

Франсуа Дюбуа (ок. 1529-1584). «Варфоломеевская ночь», Музей изящных искусств (Лозанна)
Франсуа Дюбуа (ок. 1529-1584). «Варфоломеевская ночь», Музей изящных искусств (Лозанна)

После успеха первой французской оперы – комического трехактного «Роберта-Дьявола» — к Джакомо Мейерберу пришел долгожданный успех после переезда в Париж. Дирекция парижской Большой оперы почти сразу сделала композитору заказ на следующее произведение. Выбор пал на невероятно популярный тогда роман Проспера Мериме «Хроника времён Карла IX», любовная история главных героев которой развивается на фоне событий Варфоломеевской ночи.

Варфоломеевская ночь – массовая резня гугенотов, которая прокатилась по Франции накануне дня святого Варфоломея и была организована феодалами-католиками. Одной из причин кровопролития стала свадьба французской принцессы Маргариты и протестанта Генриха Наварского, на которую в католический Париж съехалось множество гугенотов. По оценкам исследователей по всей Франции было убито порядка 30 тысяч человек.

Мейербер подписал с дирекцией театра договор, один из пунктов которого включал требование выплатить театру крупную неустойку, если спектакль не будет поставлен до конца 1833 года. Премьера оперы «Гугеноты» состоялась только в 1836, но средства, честно отданные Мейербером за задержку, были отданы обратно композитору.

Джакомо Мейербер (1791-1864)
Джакомо Мейербер (1791-1864)

Пятиактная опера была впервые дана в Париже 29 февраля 1836 года. Богатая постановка, изобилующая спецэффектами, прекрасные исполнители, сложные переплетения сюжетных линий в либретто Эжена Скриба вывели «Гугенотов» на положение самой популярной оперы XIX века. К 1906 году опера была исполнена в мире более тысячи раз, пропустив перед собой только «Фауста» Шарля Гуно.

…чудовищное попурри, исторически-романтическая, священно-фривольная, таинственно-бронзовая, сентиментально-надувательская мешанина.

Рихард Вагнер о либретто оперы «Гугеноты»

Популярность оперы была настолько всеобъемлющей, что ее ставили по всей Европе, невзирая на серьезный религиозный подтекст. Постановщикам приходилось идти на хитрости с названием оперы: на европейских афишах она шла под названиями «Гвельфы и гибеллины», «Англикане и пуритане» или под именами главных действующих лиц. Первое исполнение «Гугенотов» в России было разрешено цензурой только в 1862 году.

Сюжет оперы объединяет несколько любовных линий, герои которых закручены вокруг фигуры Маргариты Валуа, французской принцессы, и находятся на разных сторонах «религиозных баррикад». К концу оперы одна из главных героинь оперы Валентина отрекается от католической веры, чтобы соединиться со своим возлюбленным – гугенотом Раулем. Но счастье влюбленных людей длится недолго. Сразу после венчания Маргариты и Генриха они гибнут в страшных событиях Варфоломеевской ночи.

Ария Маргариты из оперы «Гугеноты». Исполняет Диляра Идрисова.

В увертюре Мейербер использует мелодию лютеранского хорала «Могучий оплот», которая неоднократно звучит в опере как драматический символ религиозного конфликта. Как своеобразная арка этот хорал звучит в последнем действии оперы – в сцене венчания Валентина и Рауля, которая грубо прерывается ворвавшимися в храм католиками.

Увертюра к опере «Гугеноты»

«Гугеноты» Джакомо Мейербера стали ярчайшим образцом большой французской оперы и вершиной творчества композитора. Грандиозный 4-часовой спектакль с эффектными массовыми сценами таит в себе невероятные по силе воздействия лирические сцены. Даже яро критикующий «Гугенотов» Вагнер честно признавался, что 4 действие оперы со сценой признания в любви между главными героями, трогало его до слез.

Опера, которая из-за сложного сюжета на фундаменте религиозной нетерпимости могла «лечь на полку», оставалась одной из самых популярных сценических произведений своего времени. Ярко очерченная романтическая линия, проходящая на фоне страшного исторического события, живо трогали современников, и по сей день не утратили подлинно живого нерва большой романтической оперы.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку