Густав Малер трижды посещал Россию с гастролями

Густав Малер трижды посещал Россию с гастролями

Российская публика открыла для себя имя Малера немецкого дирижера в 1897 году. И только в 1907 впервые познакомилась с ним как с композитором.

Густав Малер (1860-1911) при жизни был известен как симфонический и оперный дирижёр. Композиторское творчество шло в его жизни параллельной линией и только в XX веке по объемам и значению сравнялось с вкладом в дирижерское искусство.
Густав Малер (1860-1911) при жизни был известен как симфонический и оперный дирижёр. Композиторское творчество шло в его жизни параллельной линией и только в XX веке по объемам и значению сравнялось с вкладом в дирижерское искусство.

Первое выступление Густава Малера в России состоялось 15 марта 1897 года в Москве. В Зале Дворянского собрания малоизвестный российской публике немецкий дирижёр выступил в рамках абонементного концерта Императорского Русского музыкального общества. В программе были исполнены произведения Бетховена, Вагнера и Гуно. С оркестром выступили русское сопрано Мария Дейша-Сионицкая (1859-1932) и французский пианист Виктор Штауб (1872-1953). Первый приезд Малера в Россию не был замечен широкой публикой – имя его как дирижёра еще не было широко известно, а композиторская слава пришла гораздо позже.

Малер был впечатлен Россией:

Жизнь здесь великолепна! <…> В моей комнате стоит самовар, и я беспрерывно пью из него чай <…> Люди здесь чрезвычайно любезны и внимательны. А такой благоустроенности я не встречал даже в Англии!

Густав Малер в письме к сестре Юстине, март 1897 года

Малер остановился в отеле «Континенталь», где прожил 5 дней – с 12 по 16 марта.
Малер остановился в отеле «Континенталь», где прожил 5 дней – с 12 по 16 марта.

Второй раз Малер посетил Россию в 1902 году. На гастроли в Петербург дирижёр, недавно получивший престижную должность дирижёра Придворной Венской оперы, прибыл в статусе молодожёна с молодой супругой Альмой (об истории их любви мы рассказывали ранее). Идею пригласить Малера в Петербург подали немецкие фабриканты – владельцы фортепианной компании «Шредер». Они были официальными поставщиками музыкальных инструментов для Петербургской консерватории и Русского музыкального общества. Против приглашения Малера выступал возглавлявший в то время РМО Цезарь Кюи. Он считал Малера выскочкой, который намерен подсидеть обожаемого Кюи Ганса Рихтера на посту в Венской опере.

В программе концертов в Зале Дворянского собрания, которые состоялись 18, 22 и 27 марта 1902 года, Малер вновь не представил публике ни одного своего произведения. Были исполнены Третья симфония Бетховена, Сороковая симфония Моцарта, «Манфред» Чайковского, отрывки из «Тристана и Изольды» Вагнера и другие произведения европейских композиторов.

Выбрав программу из стопроцентных хитов, Малер сумел привлечь широкое внимание к своей персоне. Концерты прошли с огромным успехом.

На мой вопрос, каким образом он достигает таких новых высот, исполняя такие знакомые нам ноты, Малер сказал <…> «Самое важное в музыке не написано в нотах».

Виктор Вальтер, концертмейстер Симфонического оркестра Императорского Мариинского театра

Симфонический оркестр Императорского Мариинского театра, за дирижерским пультом Эдуард Направник. Фотография конца XIX века.
Симфонический оркестр Императорского Мариинского театра, за дирижерским пультом Эдуард Направник. Фотография конца XIX века.

Третий и последний визит Малера в Россию состоялся в ноябре 1907 года. В этот раз он вновь приехал один и, наконец, предстал перед русской публикой как композитор. В Петербурге в зале консерватории прозвучала недавно созданная Пятая симфония, премьера которой состоялась в Кельне в октябре 1904 года.

Музыкальная общественность встретила симфонию неоднозначно. Римский-Корсаков корил Малера за «грязную инструментовку», бездарность и безвкусие. Музыкальные критики отмечали «печать мастерства», но в отдельных местах. Впрочем, сложности с восприятием музыки Малера не были чем-то новым для него как для композитора. Современники воспринимали Густава Малера как выдающегося дирижера, а его музыка всегда шла следом за этой славой, ожидая своего часа и признания.

Пятая симфония отметила новый творческий этап в композиторском творчестве Малера. Резкие перемены в жизни – близость к смерти из-за открывшегося кровотечения в феврале 1901 года, встреча и женитьба на Альме, рождение старшей дочери Марии Анны – нашли отражение в симфоническом творчестве. Малер отказывается от использования слова и программы, которая раскрывала бы содержание музыки. Он открывает период исключительно музыкального творчества, не ограничивая себя и слушателя какими-либо сюжетами, манифестами и идеями.

Пятичастная симфония – Траурный марш, Аллегро, Скерцо, Адажиетто и Финал – поделена самим Малером на три раздела. При этом он был  склонен выносить марш за скобки формы, словно обращаясь к бетховенскому четырехчастному циклу. Принципы симфонизма Бетховена в этой симфонии угадываются и в принципах развития, которые можно определить фразой «от мрака к свету».

Грандиозная симфония с расширенным составом инструментов, не смотря на сложность исполнения, сегодня остается второй по популярности симфонией Малера (после Первой). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит Пятую симфонию Малера через 115 лет после ее российской премьеры в Зале «Зарядье». В концертной программе 12 октября также прозвучат симфоническая картина «Волшебное озеро» Лядова и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку