Хуан Карлос — бывший король Испании, сложивший с себя полномочия в пользу своего сына Фелипе в 2014 году, постоянно проживает в ОАЭ и вот уже два года, как он не посещал родную страну. Королевская особа, которая десятилетиями пользовалась огромной популярностью и осуществила переход Испании к демократии после смерти диктатора Франсиско Франко в 1975 году, не может жить дома.
Много писали и говорили о причинах странной коллизии на испанском престоле. Вызывает и по сей день споры любовная история короля, ставшая известной в 2012 году и вызвавшая скандал, досрочное сложение им королевских обязанностей и фактически добровольное изгнание, да ещё нахождение под следствием в результате трёх судебных исков. Два из них связаны с неисполнением налоговых обязательств, а один — личного характера, был подан немецкой принцессой Коринной Сайн-Витгенштейн-Сайн, в девичестве гражданкой Дании госпожой Ларсен, в суд Великобритании в 2020 году (она является резидентом этой страны).
Эти иски сопровождаются информационными волнами, организованными испанскими политическими силами. Больше всего против фигуры короля выступают левые каталонские националисты, они в различных формах называют его олицетворением силы, приведшей страну «в печальное положение». Некоторые из лидеров «левой оппозиции» дошли до того, что приписывают Хуану Карлосу «чёрную легенду Испании».
Особо бурная дискуссия в испанской прессе поднялась во время визита бывшего монарха и королевы Софии на похороны Елизаветы II, с которой две королевские семьи были связаны по линии прапрабабушки — королевы Виктории. Хочу особо подчеркнуть, что полемика в Испании была настолько бурной, что в СМИ появлялись неприлично резкие публикации, обличавшие «беглого мошенника».
Сегодня новую пищу для обсуждения дал сам король. Его представители обратились в суд Великобритании, где был инициирован иск Коринны Сайн-Витгенштейн-Сайн, чтобы добиться иммунитета от обвинений в домогательствах со стороны бывшей возлюбленной, которая задумала выпустить новый подкаст с сенсационными заявлениями и распространить его в сети. Адвокаты бывшего короля напомнили, что английское правосудие не властно над королевской особой другой страны, который во время отношений с истицей правил Испанией (с 2004 по 2009 годы). Судья Мэтью Никлин однако решил, что может судить уже бывшего короля. Теперь снятие иммунитета — предмет для апелляции.
Решение судей будет принято через несколько недель, а пока в прессе обсуждается то, что король ищет юридические зацепки, не отвергая иск по существу. На фоне этой волны я хочу напомнить читателям малоизвестные факты из жизни короля Хуана Карлоса, а также подчеркнуть связь между русским и испанским престолами.
История России — это история и российско-испанских монархических связей. После первого визита российского посланника Якова Полушкина во времена Василия III в Испанию было знаменитое посольство царя Алексея Михайловича под руководством Петра Потёмкина, а затем началась долгая бурная связь между далёкими территориально, но близкими по духу странами.
Накануне русской революции связи России и Испании стали особенно тесными. Испанский король Альфонс XIII состоял в очень близких отношениях со своим родственником, которого он называл «мой дорогой кузен» — русским царем Николаем II. С этой дружбой был связан трогательный эпизод.
В русской национальной традиции в особых исключительных случаях иностранные граждане и государи становились почётными командирами и шефами гвардейских полков. Альфонс XIII в 1908 году стал командиром VII Ольвиопольского уланского полка, стяжавшего славу во времена Наполеоновских сражений (город Ольвиополь сегодня называется Первомайск и располагается в Николаевской области Украины), а ещё раньше — в 1902 году сделал Николая почётным шефом V Фарнезского уланского полка. Оба назначения сопровождались визитами ближайших родственников в страны назначенцев.
В Испанию прибыл двоюродный брат Николая II великий князь Борис Николаевич, вручивший подарки королю. А в Россию — двоюродный брат Альфонса XIII инфант дон Фернандо де Бавьера и Бурбон.
Должен подчеркнуть, что огромная чаша искуснейшей работы Карла Фаберже из высокопробного серебра, в которую входит 16 литров жидкости, теперь по традиции используется для приёма новобранцев. Они пьют из неё при вступлении в Фарнезский полк, и чаша до сих пор стоит в штаб-квартире под Вальедолидом. На территории полка до сих пор существует проспект, который носит название Проспект царя Николая II. Фигура страстотерпца чтится в этом военном подразделении Испании, и портрет Николая II кисти известного испанского художника в форме командира Фарнезского уланского полка висит в главном здании штаб-квартиры подразделения.
Для сохранения памяти очень много сделал Гонсало Кейпо дель Яно, чьи останки на днях эксгумированы в кафедральном соборе Севильи. Франкистский генерал был майором этого полка.
Вообще всё, что связано с фигурой Николая II и особенно отношения королевского дома и Романовых, бережно сохраняется в памяти в испанских традиционалистских кругах. А королева-мать София — супруга Хуана Карлоса, является внучкой великой княгини Ольги Романовой.
Король Альфонс XIII, правивший Испанией совместно с матерью королевой Кристиной 27 лет, является дедом Хуана Карлоса I. Этот король был не заслужено забыт в Испании (он даже вошёл в историю как самый забытый король Испании) по той причине, что его правление закончилось революцией 1931 года. На самом деле, причиной революции был не он, а предыстория вокруг имени фашистского диктатора Мигеля Примо де Ривера.
Какие размышления приходят на ум в связи с непрекращающимися нападками на короля Хуана Карлоса — почётного короля Испании?
Наше издание уже писало о событиях вокруг фигуры Хуана Карлоса, чётко и недвусмысленно объясняя подоплёку гонений на уважаемого пожилого государственного деятеля. Если посмотреть на его обвинения, то бросаются в глаза не «совершенные преступления», а то, что Хуан Карлос выглядит на порядок лучше всех государственных деятелей вокруг, почти безупречно. То, что ему инкриминируется, для государственного деятеля такого масштаба не должно являться даже причиной для беспокойства.
Невольно напрашивается параллель, аллюзии с Россией. Если взять всю российскую верхушку и сравнить с испанским монархом — то вывод неминуемо будет в пользу испанской короны. Дело в том, что даже если суммировать финансовых претензий к королю, размер «домогательств» которого не превышает 65 миллионов евро в совокупности (это подарки любовнице, которые якобы король требовал вернуть) — это детский чих по сравнению с коррупцией в нашей стране, где только доказанные взятки одного из губернаторов составили $5.6 миллионов, а число взяточников с суммами свыше миллиона рублей — 263 в 2020 году.
Сейчас в Англии разразилась очередная история, связанная с тем, что на бедного пожилого и заслуженного человека обрушилась угроза снятия иммунитета, после чего он может предстать перед любым судом. Этого и добивается некая Ларсен, которая обвиняет испанского монарха в нарушениях и организации её преследования по «морально-этическим причинам». И снова очень вовремя, как это было во время дезавуирования романа и роскошной жизни короля на фоне рецессии в Испании.
Лондонская фемида известна своей ангажированностью и политизированностью. Так было в историях с Пиночетом, Абрамовичем и Березовским, так может случиться и с королём в изгнании Хуаном Карлосом I. Ни у кого не вызывает сомнения, что преследование Хуана Карлоса по всем направлениям, от нарушений в налоговой сфере до неприглядных любовных связей — ничто иное как часть политической кампании тёмных сил, откуда бы они ни исходили, против традиционных устоев — единственной скрепы, которая ещё сохраняет основы цивилизации в европейских странах и мире вообще.
Вы скажете, Испания — не Россия. Это нищенка на базаре по сравнению с теми несметными богатствами, которыми обладает самая богатая страна в мире. Но ведь и размах коррупции в России также астрономичен по сравнению с любой европейской страной!
Мой призыв только один: оставьте больного, пожилого и очень заслуженного государственного деятеля Европы в покое. Займитесь делом — поднимайте экономику, боритесь с реальной коррупцией, уничтожайте преступников во власти — но негоже гнать всё дальше и дальше от родного дома старика, заставляя его бежать от гонителей как от стаи волков.
Я всё же надеюсь, что право неразрывно связано с моралью, и в высоком суде Лондона найдутся здравомыслящие правоведы, не лишенные здравого смысла и совести, чтобы не совершить опрометчивого поступка, о котором впоследствии они будут жалеть.