Выдающийся художник эпохи Высокого Возрождения, второй по величине после Рембрандта, был не только испанским дипломатом и переговорщиком, но и выдающимся разведчиком и шпионом. Самое крупное его «дело» — переговоры во время войны, в обход шпиков кардинала Ришелье, с герцогом Букингемским, главным врагом Испанской короны той поры.
Известно, что в 1626 году Питер Пауль Рубенс, приехав в Париж, блестяще провёл переговоры с Бальтазаром Жербье — «человеком» герцога Букингемского при Французском дворе.
Известно, что в это время Питер Пауль Рубенс спас Испанию от вторжения английских войск и ещё много от чего другого, так как игра на европейском поле в ту пору шла между тремя «ферзями»: Ришелье, с одной стороны, Английским и Испанским дворами, с другой стороны.
Все мы прекрасно помним фигуру кардинала Ришелье, который вошёл в историю под названием «серого кардинала». Этот выдающийся политический деятель, которого в школе (по крайней мере, у нас) преподносили как крупного дипломата, сыграл чрезвычайно важную, а может быть, и уникальную историческую роль в судьбе Европы.
Его бесконечная борьба за влияние на слабого и неумного Людовика XIII с его матерью — Марией Австрийской, закончилось сокрушительной победой выдающегося деятеля Французской католической церкви. Сразу хочу сказать, что Ришелье велик во многих ипостасях, но он никогда при этом не оставлял дела Церкви, и его главным орудием дипломатии и разведки был монах-капуцин Жозеф Парижский.
Этот самый Жозеф Парижский и был главным оппонентом, который «вёл» испанского разведчика и дипломата №1 Рубенса на протяжении всей его карьеры. Любопытно то, что сегодня, в 2020 году — по прошествии почти пяти веков, биография Жозефа Парижского — монаха-капуцина, о котором Орден Францисканцев написал как о выдающемся деятеле церкви, едва ли не причислив его к лику святых, до сих пор не переведена и хранится в архиве Французской Национальной библиотеке, и доступ к ней настолько ограничен, что исчисляется даже не десятками, а единицами исследователей.
Вместе с тем, этот человек участвовал от лица Франции во многих конференциях, где решалась судьба Европы. В частности, когда Швеция, находящаяся в ту пору на содержании Французского двора, одерживала одну победу за другой и уже сделала Балтийское море «Шведским озером», вставал вопрос о том, присоединять ли большую часть нынешней Германии к Швеции (шведские войска уже были в Мекленбурге). Именно голос Жозефа Парижского стал тем весомым знаком, перевесившим в пользу Германии судьбу сторон в тот период.
Итак, вернёмся к фигуре выдающегося фламандского живописца, чьи полотна украшают главные музеи Европы, и, как теперь выяснилось, чья основная профессия была вовсе не творить кистью и маслом, а творить шифрованными кодами, улыбками, изощрёнными схемами поведения и деньгами для подкупа людей.
Бальтазар Жербье слыл в Париже не просто крупным коллекционером живописи и антиквариата (драгоценных скульптур, фарфора, нательных украшений, драгоценной мебели и знаменитыми шкатулками). Это был резидент английской разведки, как мы сегодня скажем, представитель «легальной» разведки Великобритании.
Париж в ту пору был открытой площадкой для так называемых «шпионских игр», наподобие того, во что превратился Западный Берлин в последние годы существования СССР. В первую треть XVII века в столице Франции только ленивый не подвизался на ниве шпионского ремесла.
Если погрузиться в данную тему, то Вы будете потрясены, какое огромное число людей — представителей самых различных профессий, статусов, рангов, сословий занималось этим «высоким искусством».
Ничего удивительного в том, что Рубенс был одним из них. Причём обратите внимание, что основной источник доходов этого выдающегося живописца «всех времён и народов» был вовсе не зарабатывание денег благодаря живописному таланту; он пополнялся благодаря совсем другому «таланту», который щедро оплачивался из королевской казны испанских Габсбургов.
Не будем забывать, что Фландрия была колонией Испании, и далеко не все жители этой части Европы были сторонниками Испанской короны. Конечно, большинство населения Фландрии — фламандцы — были ярыми противниками испанской колониальной власти, памятуя о «кровавой славе» герцога Альба.
Между тем, Рубенс — один из тех немногих деятелей фламандского истеблишмента, которые верой и правдой служили Испанской короне. И надо сказать, успешно служили. Через Рубенса Испанский двор поддерживал практически постоянные доверительные связи напрямую с Английским двором.
Рубенс часто использовал в своей переписке шифрованные знаки и очень много кодировал имён под различными цифрами. Например, 104 означало Мария Австрийская, 103 — Людовик XIII, и т.д.
Надо сказать, что многие художники на протяжении истории использовались властями в таком качестве. Вы будете удивлены, но это соответствует действительности (об этом написаны уже тома). К числу такого рода примеров относится фигура Василия Дмитриевича Поленова, который был прикомандирован к ставке Цесаревича Александра, где он вместе с другим разведчиком — Абамелик-Лазаревым, добывал нужную информацию. В благодарность за его службу Александр III приобрёл знаменитый «Московский дворик» за баснословное вознаграждение.
Культура и особенно культура Средних Веков преподносит нам, живущим в XXI веке, всё больше и больше неожиданностей. И неожиданностей разных, зачастую удивительных, будоражащих сознание и заставляющих нас перевернуть прежние представления о чём-то вполне устоявшемся. О, сколько ещё будет сюрпризов нам преподнесено с началом открытия новых «тайников» истории.