Искусственный интеллект (ИИ) на службе искусствоведов оказался эффективным орудием. Умная компьютерная техника разобралась с методами великого Рафаэля, научившись мгновенно выделять его среди других мастеров. Более того, ИИ смог идентифицировать пигменты, использованные художником, и указать на последующие реставрации, которые проводились в XIX и XX веках.
И всё это без малейшего повреждения живописи, боязнь которых ограничивает человеческие усилия в части изучения гениев Возрождения.
Неинвазивная методика внушает надежды на будущее для рынка искусства, ведь каждая работа мастера — это десятки миллионов долларов, время от времени оплачиваемые на аукционах. Это гордость коллекций ведущих музеев мира.
Предыдущая программа ИИ поставила под сомнение подлинность произведения, приписываемого Рафаэлю Санти — Мадонна делла Роза. Музей Прадо, где она хранилась, был этим крайне огорчен.
За последний десяток лет методы машинной аналитики значительно усовершенствовались. Макрорентгеновская флуоресценция (MA-XRF), которая хорошо зарекомендовала себя инструмент генерации сложных и больших наборов данных, дополняется аналитическими возможностями.
Появляются алгоритмы, которые позволяют быстро и точно анализировать спектры XRF в наборах данных MA-XRF. Однако и это не конец изысканий — учёные уверены, что в ближайшем будущем зависимость от внешних условий будет сведена к минимуму.
В основу последней разработки легла программа, которая способна сделать точнейшие копии произведений Рафаэля.
Мастер, умерший в 37 лет, был чрезвычайно плодовит. Кроме того, он имел громадную по тому времени мастерскую из пятидесяти учеников и помощников, многие из которых впоследствии стали значительными художниками. В ряде случаев, эксперты затрудняются отделить работы учителя от трудов его учеников. Программе это уже под силу.