Билл Гейтс говорит, что берёт на работу не выпускников финансовых факультетов и асов брокерских контор, но представителей науки, которые генерируют идеи. Эти слова подтверждаются в недавних публикациях газеты «Коммерсантъ», обращающих внимание на то, что все ведущие инвесторы мира в своём подавляющем большинстве — представители науки, а не финансовых и коммерческих кругов.
На первый план выводится фигура Джима Саймонса — математика, который изобрёл и впервые ввёл в оборот целую систему математических методик, позволяющих генерировать инвестиционные потоки из одного центра. Его технологию затем использовали все ведущие инвесторы мира, включая самого Билла Гейтса, Уоррена Баффета и Майкла Блумберга. У нас тоже думают, как начать инвестировать.
В настоящее время в России начался так называемый «инвестиционный бум». Пока на бумаге. Вся реформа в сфере «центров сплочения» по привлечению инвестиций, исходящая сверху (по всей вероятности, автором идеи является первый вице-премьер Белоусов), должна привести к кратному увеличению всех инвестиционных потоков в российскую экономику.
Отсутствие нормального инвестиционного климата, главным содержанием которого является незавершённая правовая структура привлечения инвестиций, а вовсе не отсутствие технических и технологических ресурсов, — главная первопричина постоянной пробуксовки в этой чрезвычайно важной проблеме модернизации российской экономики.
Российская экономика недополучает до 60% инвестиций, необходимых для преобразования её из сырьевой модели в производственную. Мы видим, что создана национальная лаборатория квантового компьютера, куда правительство в ближайшие годы закачает не менее 200-300 миллиардов рублей. Появление квантового компьютера — непреложного условия для технологического прорыва страны, не является, по нашему мнению, главным условием модернизации экономики.
Во-первых, он существует уже как минимум 7 лет. Имя ему «Ломоносов». Во-вторых, если в печать просочилась информация о том, что в ближайшее время будет создан квантовый компьютер, это означает его присутствие и реальное существование.
Есть целый ряд экономик, которые бурно развиваются, и все этапы модернизации давно прошли. Лучший тому пример — Китай. За ним следует дюжина новых индустриальных стран во главе с Южной Кореей, Малайзией, Сингапуром и Тайванем.
Между тем, в качестве непреложного условия модернизации экономики выносится её технологическое оснащение и полномасштабное функционирование пресловутого квантового компьютера. На это-де следует затратить N-е количество государственных средств и тогда модернизация обеспечена.
Во всём этом дискурсе опускается главный элемент. Модернизация необходима. Перестроить российскую экономику с сырьевых рельс на несырьевые — вещь давно очевидная и доказанная. Но для этого не надо придумывать новые технологические ресурсы. Надо создать привлекательный инвестиционный климат и преобразовать всю модель экономики, которая должна строиться на строгом правовом учёте и на незыблемости главного её принципа: неприкосновенности частной собственности, в первую очередь, на средства производства.
Для этого необходима система гарантий, которые может обеспечить только государство. Тогда появится возможность безболезненно и гармонично провести соответствующую реформу. Без каких-либо дополнительных ассигнований.
И, конечно, в системе принятия решений нужны учёные. Как показывает практика успешных инвесторов, инвестиции нуждаются в учёных больше, чем в экономистах