Сегодня мы живём в глобальном мире, в котором государственные границы носят часто формальный характер, для передвижения доступно всё. Однако, отсутствие гражданства той или иной страны способно украсть наше время при оформлении визы или выставить барьеры для бизнеса, например, в экспорте продукции.
В то же время, правительства развитых стран заинтересованы в деньгах и готовы предложить такого рода преференции при условии инвестирования в национальные экономики. Среди этих стран и глобальный лидер – США, и европейский лидер – Германия, а также Великобритания, Австрия, Словакия, Черногория, Мальта и другие страны, интересные с точки зрения бизнеса для российских предпринимателей. При этом сумма инвестиций в гражданство страны, конечно, различается.
Помимо размера инвестиций, существует и ряд других практических моментов при получении инвестиционного гражданства, о которых важно узнать от профессионалов. За практическими советами культурно-политический журнал «Э-Вести» пошёл туда, где ещё с советских времён знали всё об этом вопросе – в подразделение международной недвижимости компании Сотбис (Moscow Sotheby’s International Realty). Старший вице-президент московского представительства Олег Коновалов любезно согласился поделиться информацией с нашими читателями.
ЭВ: Кому бы Вы в первую очередь порекомендовали задуматься об инвестировании в гражданство и где?
Коновалов О.: Наше глубокое убеждение — инвестировать нужно в активы или в бизнес, а возможность получения гражданства стоит рассматривать в качестве дополнительного бонуса.
Есть несколько причин, по которым стоит рассматривать возможность инвестировать в рамках программ гражданства. Помимо упомянутого уже вопроса легальной оптимизации персональной налоговой нагрузки, получение гражданства Кипра, или любого другого гражданства ЕС дает множество дополнительных преимуществ.
Самое очевидное – это удобство безвизового передвижения по большей части мира. Возможность беспрепятственного проживания и работы в любой стране ЕС также является важной, несмотря на то, что большинство инвесторов в рамках таких программ являются собственниками бизнеса и не планируют работать по найму. Доступность медицинских и образовательных услуг в Европе по ценам “для своих” и без ограничений и квот для иностранцев – все это безусловные элементы удобства, которые становятся доступны не только самим инвесторам, но и их детям, и дальше всем последующим поколениям.
Многие инвесторы, решающие получить гражданство, исходят из соображений, что у них нет уверенности, что их дети и внуки смогут добиться тех же высот в бизнесе, которых достигли они сами. И давая им европейское гражданство, они открывают для будущих поколений дополнительные возможности за пределами нашей страны, в т.ч. по возможностям трудоустройства.
Аналогичным образом, но уже без прицела на налоговую оптимизацию, рассуждают желающие получить гражданство США или Канады. В этих странах нет программы ускоренной натурализации для инвесторов, но есть программы, в рамках которых процедура натурализации существенно упрощается. Особый интерес представляет программа трудовой визы в Канаде, рассчитанная на привлечение инновационных предпринимателей. Помимо не очень высокого объема инвестиций, необходимых для получения документом, данная программа привлекательна также теми возможностями, которые она открывает для соискателей, ищущих в Канаде необходимые связи и условия для выведения своего бизнеса на новый, международный уровень. Что касается европейских стран, как уже было обозначено, безусловным лидером является программа Кипра.
ЭВ: Начиная от какой суммы можно рассматривать инвестиции в получение гражданства?
Коновалов О.: Порог вхождения в наиболее доступную официальную программу гражданства за инвестиции начинается от безвозмездного взноса в 100’000 долларов США. Поскольку такая программа построена на безвозмездном взносе, ее можно рассматривать именно как инвестицию в гражданство, но не как финансовую инвестицию.
ЭВ: Существует ли сегодня спрос на инвестирование в гражданство и каковы основные тренды?
Коновалов О.: Я бы разделил программы гражданства за инвестиции на две категории. Одну из них, действительно, можно рассматривать именно как инвестицию в гражданство, поскольку основной задачей таких соискателей является собственно получение гражданства, а не финансовый доход. А вторая категория — это инвестиции с целью получения дохода, где получение гражданства – дополнительный стимулирующий фактор. Даже если основной целью инвестиции является получение гражданства, инвесторы смотрят на эти программы не как на покупку гражданства, а как на вложение денег. В итоге наличие программы гражданства определяет выбор страны, практикующей такую программу, вместо множества других инвестиционных возможностей. Но финансовые показатели проекта остаются приоритетной составляющей, а получение гражданства становится дополнительным бонусом сверх финансового дохода.
Спрос существует в обеих категориях. Как правило, программы строятся на инвестициях в недвижимость, но есть и варианты с инвестициями в ценные бумаги, в создание бизнеса, даже с безвозмездным взносом в различные государственные фонды развития или национального благосостояния. В ценовом сегменте до 200’000 долларов программы построены на безвозмездном взносе. По сути это покупка гражданства, поскольку соискатель на получение гражданства предоставляет средства для инвестиций, но сам инвестором не становится.
В карибских странах есть программы, построенные на инвестициях в недвижимость, и диапазон инвестиций там составляет 350’000-450’000 долларов. Но из-за большого объема дополнительных расходов получение финансового дохода в рамках этих программ возможно только при инвестициях в гораздо больших объемах.
Европейские программы особенно привлекательны из-за качества паспортов этих стран. Фактически существуют две такие программы. Мальтийская программа индивидуального инвестора построена на комбинации безвозмездного взноса и инвестиций. Бюджет получения гражданства на семью из 4-х человек составит порядка 1’300’000 евро, а по прошествии пяти лет можно будет выйти из инвестиций в ценные бумаги и вернуть порядка 300-400 тысяч евро из вложенной суммы.
Кипрская программа представляется наиболее привлекательной на сегодняшний день, поскольку она построена полностью на инвестициях, без безвозмездных взносов, как прямых, так и завуалированных под обязательные сопроводительные расходы. Минимальный объем инвестиций в рамках данной программы составляет 2 миллиона евро, при условии, что вложения идут в жилую недвижимость. Эта сумма может быть разбита на несколько объектов. Поскольку кипрский рынок пока что далек от пиковых значений как по ценовому уровню, так и по объему, у него имеется большой потенциал, что делает его привлекательным для инвестиций.
ЭВ: Может ли получение гражданства повлиять негативно на российский бизнес инвестора, ведь сегодня принимаются законы, ограничивающие доступ к госзакупкам и тому подобные. И, кстати, не отберут ли землю у такого инвестора при санкциях?
Коновалов О.: Некоторые потенциальные инвесторы в рамках программ гражданства действительно отказываются от этой идеи из-за опасений, что это может негативно повлиять на возможность их компаний продолжать получать госзаказы. Но это скорее исключения. Лица, для которых актуален вопрос санкций, не смогут получить гражданство через инвестиционную программу. Власти стран, практикующих такие программы, пристально следят за тем, чтобы они не использовались для ухода от санкций.
Так, данные программы долгое время были недоступны для граждан Ирана. К счастью, санкции, введенные против нашей страны, на данный момент затрагивают вполне определенный круг лиц и не распространяются на всех граждан поголовно. Что касается риска отъема собственности, в особенности земельных участков — этот вопрос не связан с наличием второго гражданства.
ЭВ: Существует ли спрос на получение гражданства у европейцев, или это исключительно российская действительность?
Коновалов О.: Определенный уровень спроса на получение гражданства со стороны европейцев существует. В последнее время особый всплеск спроса наблюдается со стороны граждан Великобритании, которые озабочены перспективами своего бизнеса в Европе после Брексита (выхода Великобритании из ЕС – прим.ред.).
Некоторые европейцы, в особенности из северной Европы, интересуются гражданством Кипра исключительно для того, чтобы стать налоговыми резидентами без обязательств пребывания на Кипре 183 дня в году.
Но гораздо ощутимее спрос на гражданство со стороны граждан США, которые не проживают у себя на родине и не хотят платить высокие американские налоги, основываясь только на факте своего гражданства. США уж точно нельзя отнести к развивающимся экономикам. Пример США подчеркивает важность вопросов налогообложения для соискателей на получение второго или альтернативного гражданства.