Испанская полиция изъяла в Барселоне 13 тонн химических грузов, предназначенных для дружественных России стран, утверждая, что товары шли в нарушение западных санкций в Россию. В пресс-релизе силовых ведомств Испании говорится, что показательная акция — пример того, как начиная с 2022 года в стране начали отслеживать возможные «сомнительные сделки» предпринимателей российского происхождения, которые могут быть причастны к «параллельному импорту».
Испанская полиция уверяет, что отгрузочные документы в качестве страны назначения указывали соседей России, таких как «Армению или Кыргызстан», при этом товары транспортировались непосредственно в Россию.
Ранее в различных источниках говорилось, что необходимые для нашей страны поставки в обход санкций могут идти через Центральную Азию, Китай, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, которые не подлежат санкционному давлению.
Страну назначения в условиях глобального мира непросто выявить, и удивительно, с какой уверенностью испанцам это удалось. Полицейские и налоговики мотивируют свои выводы тем, что до противостояния подозрительная компания «в прошлом участвовала в экспорте прекурсоров химического оружия или нервно-паралитических агентов». Она якобы создала целую сеть финансовых и логистических организаций, которая позволяла вполне легально привозить товары в РФ.
В сети, утверждают испанцы, участвовала испанская компания с руководителем-россиянином и с дочерней компанией в Москве, а также несколько «подставных компаний» в Армении и Киргизии.
Что касается непосредственно «контрабандной» продукции химической промышленности, то её наименования не указываются. Однако известно, что одной из потенциальных сфер применения является ВПК, предполагается возможное использование химикатов в качестве компонента химического оружия.
В результате рейда 4 сотрудника испанской компании были арестованы. Их национальность не разглашается, однако известно, что им предъявлено обвинение в систематической контрабанде запрещённых товаров.
Между тем, товарооборот России и Испании снижается ежегодно примерно на треть (с января по апрель 2024 года — $1.22 млрд). Успешной строкой экспорта остаётся сжиженный газ (СПГ), а импорт на треть как раз представлен продукцией химической продукции, больше неё поставляются только сельскохозяйственные товары (более 40% импорта). Вряд ли после недружественного жеста торгово-экономическое сотрудничество двух стран улучшится. А жаль.