История одного убийства: «Паяцы» Руджеро Леонкавалло

История одного убийства: «Паяцы» Руджеро Леонкавалло

21 мая 1892 года на сцене миланского театра Даль Верме прошла премьера оперы «Паяцы» Леонкавалло. История убийства из ревности, произошедшего в труппе бродячего театра во время спектакля, произвела фурор и вот уже 130 лет считается одним из самых ярких воплощений веризма в музыке.

Руджеро Леонкавалло (1857 – 1919) создал 20 опер, но ошеломительный успех «Паяцев» ни одна из них не повторила.
Руджеро Леонкавалло (1857 – 1919) создал 20 опер, но ошеломительный успех «Паяцев» ни одна из них не повторила.

Леонкавалло соединял в себе талант музыканта и литератора. Он окончил Неаполитанскую консерваторию как композитор и пианист, снискал себе славу прекрасного аккомпаниатора и неоднократно выезжал на гастроли с известными вокалистами. Другое образование Леонкавалло связано с Болонским университетом, по окончании которого он получил степень доктора литературы.

Вдохновленный успехом первой веристской оперы – «Сельской чести» Пьетро Масканьи, поставленной в 1890 году, Леонкавалло решил также обратиться к этому новому направлению в искусстве. В его центре – чувства простых людей, конфликты новой эпохи и социальные контексты.

Сюжет для оперного произведения Леонкавалло сразу нашел в собственных воспоминаниях. Его отец, Винченцо Леонкавалло, служил судьей и в детстве рассказывал в семейном кругу о деталях одного из судебных дел. Банальный случай убийства супруги на фоне ревности, совершенный во время спектакля бродячей труппы, стал оперным либретто.

Труппа бродячих артистов пребывает в итальянскую деревеньку и готовится дать представление о классическом любовном треугольнике: недотепа Паяц, его жена Коломбина и ее друг Арлекино. Молодая супруга хозяина труппы Канио Недда перед спектаклем тайно встречается со своим любовником, о чем отвергнутый актрисой горбун Тонио из мести рассказывает Канио. В приступе ревности он убивает Недду и ее любовника прямо во время представления.

Бытовую историю Леонкавалло раскрывает с психологической точки зрения, открывая перед зрителями истинные душевные состояния актеров-марионеток.

«Смейся, паяц! И всех ты потешай! Ты шуткой должен скрыть рыдания и слезы. Смейся, паяц, над разбитой любовью, Смейся же, смейся над горем своим!», — поет Канио в гримерке. Драматизм ситуации, в которой с разбитым сердцем герою «Пора надеть костюм» и потешать публику, трогает до глубины души. Эту арию поет на сцене герой мюзикла «Серенада большой любви» — последней ленты великого Марио Ланца.

Энрико Карузо в партии Канио

Энрико Карузо в партии Канио

Опера Леонкавалло стала первой, полностью записанной на грампластинку. Это произошло в 1907 году. А мировая слава к арии Канио пришла раньше. Энрико Карузо, партия Канио для которого была одной из наиболее значимых в репертуаре, записал ее в 1904 году. Успех пластинки был колоссальный – разошлось более миллиона копий.

Музыкальная тема этой арии – подлинного шедевра оперного искусства – прозвучит в самом финале оперы как гимн неразделенной любви и трагедии маленького человека. Леонкавалло здесь создает реалистичную картину спектакля, в котором все пошло не по сценарию. Недда в роли Коломбины напрасно пытается вернуть Канио-Паяца в русло сюжета. Убив в порыве ярости жену и ее любовника, Паяц в тишине произносит последние слова: «La comedia è finita!»

Опера «Паяцы» с Лучано Паваротти – один из шедевров музыкальной записи. Итальянская кантилена – протяжное мелодичное пение – здесь правит балом, раскрывая всю красоту и мощь голоса великого тенора.

Театр, за масками которого прячутся реальные страдания, — суть оперы «Паяцы». Столкновение театральности и реальности нарисовано здесь яркими музыкальными красками, которые ни на секунду не дают слушателям усомниться в подлинности происходящих событий.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку