Вопреки распространенному мнению о том, что неолиберальная теория неравенства способствует экономическому росту, а разработанные системы интеллектуальной собственности защищают интересы богатых вопреки интересам большинства, международное экспертное сообщество опровергает эти доводы. Между тем, создана целая инфраструктура разработки проблемы международного неравенства, найдены эффективные средства поиска решения этой проблемы. Это лишь несколько посылов последнего саммита G20.
Саммит прошел в чрезвычайно сложных условий. Отсутствовали главы виднейших государств мира, таких как Россия, США, Китай. Не будем говорить о причинах их отсутствия, главное то, что все-таки мероприятие состоялось и его итоги подведены. В этом году саммит проходил на фоне болезненных международных конфликтов, из которых главные — Ближний Восток и Восточная Европа.
Глобальные проблемы, которые G20 рассматривает на своих сессиях, в этот раз были подвергнуты особому анализу со стороны шерпов — чиновников высокого класса своих стран, готовивших повестку дня.
Задолго до начала мероприятия было ясно, что упор будет делаться на вопросы неравенства и развития в странах третьего мира, взаимоотношения великих держав (термин всё чаще уходит в прошлое) со странами с эмергентной экономикой (с не сбалансированными рынками).
Международно-экономическое сообщество дало правильное понимание того, что мир развивается по многополярной траектории. Основные игроки сегодня — это страны с бумирующей экономикой (плюс 6-8% в год) и остальными.
Впервые был поставлен вопрос о том, что локомотивом международно-экономических отношений, локомотивом которого являются развивающиеся страны, семь из которых новые индустриальные — драйверы мировой экономики.
Как всегда, никаких жестких рецептов для решения экономических и политических проблем дано не было. Но что важно — он дал определение того, что больше всего волнует международное сообщество — выявил пять проблем, из которых три связаны с существованием человечества.
Что стало сенсацией саммита? Восходящие звезды — Индонезия, Заир, Нигерия, Габон и Саудовская Аравия. Несмотря на то, что крон-принц не приехал на саммит, доклад представителя страны произвел фурор тем, что это ближневосточное королевство демонстрирует высокие темпы роста, несмотря на постоянно меняющееся ценообразование на рынке углеводородов. Но здесь объяснение — это нацеленность руководства страны на рост благосостояния населения, что делает эту страну привлекательной как для окружающей экономической среды, так и для мира в целом. Многие страны посылают эмиссаров для изучения модели Саудовской Аравии как модели, избежавшей «голландской болезни».
В целом, саммит G20 — важнейшее событие уходящего года, который дает заряд бодрости, азимут, тренды для развития мировой экономики всему экономическому международному сообществу.
Россия была представлена заместителем руководителя Администрации Президента Максимом Орешкиным, зорко следившим за вниманием к отношением к российской экономики и её местом в мировой.
Встреча Большой двадцатки в следующий раз пройдёт в США в декабре 2026 года.



