Из истории одной скульптуры

Музей в Рубэ во Франции пришёл к выводу, что скульптура Феликса Мартина «Охота на негров», изображающая загрызающего голого негра огромного мастифа — грубое изображение давно ушедших событий. А ведь скульптор в 1873 году написал происшествие, свидетелем которого он был сам!

Надо ли сегодня, в условиях XXI века, в эпоху отсутствия войн, конфликтов, общественных столкновений, социальной дезинтеграции, всеобщего благоденствия, наступившего в основных странах капитализма, поднимать вопрос о таких «мелочах» истории, как рабство?

Происшествие со скульптурой — характерный пример того, как в великой просвещенной европейской стране, ратующей за свободу нравов, вероисповедание, равенство классов и т.д. и т.п. нельзя не говорить о пении птиц, розово-голубых тонах в живописи и природе. Стоит говорить только о сладкозвучных проблемах, радующих слух, зрение и сознание гражданина!

В музее экскурсовод — потомок одного из рабов с Антильских островов, показывает скульптуру и спрашивает детей, пришедших на экскурсию: «Что вы видите?». Дети хором отвечают: «Собачка покусывает дяденьку». Рене Рабонтоса — экскурсовод, спрашивает тогда: «Хорошо ли это или плохо?». Дети в абсолютно серьёзном тоне отвечают: «Если дяденьке это нравится, то хорошо. А если не нравится — то это плохое поведение для песика». Песик весит около 200 кг и вдвое сильнее негра.

О чем мы рассуждаем? Эта скульптура, созданная автором, потрясенным увиденным, превратилась в шедевр из белого мрамора. Потрясающего качества работа до сих пор поражает зрителя изысканностью, но ещё больше — цинизмом и ужасом наблюдаемой картины. Огромное животное невероятной силы, размером с теленка, в прямом смысле пожирает человеческое существо африканского происхождения.

Замысел произведения — автор вопиет об увиденном, как зверь на глазах у людей уничтожает их собрата, Божье создание. Надо ли закрывать об этом разговор?

История произведения настолько типична, что тема унижения, подавления одних другими уходит на второй план. Почему? Ответа на этот вопрос мы не находим.

Скульптура, появившаяся на одной из самых знаменитых экспозиций Франции, произвела очень сильное впечатление на зрителей силой искусства. И вдруг в одночасье она стала скульптурой-изгоем, начала кочевать из музея в музей, пока не оказалась у входа в муниципальную столовую одного из муниципалитетов близ Парижа.

В конце 1980х один из деятелей французского авангардизма, директор создающегося модернистского музея Франции, принял решение создать коллекцию выдающихся скульптурных произведений Франции и мира, незаслуженно задвинутых деятелями культуры на второй план, удалив их из общественного пространства. Центральной экспозиционной фигурой этой коллекции стала скульптура «Негр и собака», восстановившая своё первоначальное название «Охота на людей».

Если в такой просвещенной стране как Франция, которая всегда боролась с колониализмом («То, чем мы занимаемся — проблема эстетов»), проблема звучит остро, то и для всех остальных тоже. Но рассказывать о том, зачем существуют колонии для метрополии, никто не хочет. Это опускается.

Мы были удивлены и обрадованы тем, что скульптура заняла достойное место в ряду шедевров второй половины XIX века во Франции. Она потрясающая. Но это и напоминание всему цивилизованному миру о том, что создавать шедевры — удел высоких людей, призванных нести разум, свет, доброту и чувство пропорций в общественную жизнь и сердца людей.

Наименьшая ячейка для изучения цивилизаций, согласно А. Тойнби — не национальное государство и даже не части цивилизации. Это крупные человеческие пласты деятельности человечества, могущие пролить свет на человеческий прогресс.

Сегодня как никогда, когда тишь да гладь, куда ни кинь взор — везде расцвет и процветание, напоминание о трагедии недавней истории необходимо. Это своего рода воспоминание об истории Атлантиды — цивилизации, где всё было плохо: жестокие вожди, плохие руководители, неумелые трудовые ресурсы… Чтобы не повторять этот опыт и не нести его в современность.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку