Преобразование таможенной системы России, в том числе в рамках Евразийского Союза (ЕАЭС), которое на данный момент разрабатывается Федеральной Таможенной Службой (ФТС) в партнёрстве с государственными ведомствами и представителями бизнеса, определит стратегические направления развития внешнеторговых отношений нашей страны до 2020 года. Она проходит активное обсуждение в Общественном совете при ФТС. Направление для страны наиважнейшее, поскольку доля внешнеторговых операций в экономике страны составляет 38%.
16 марта 2017 года Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) провела ежегодную, 13 Конференцию «Новое в таможенном законодательстве: курс на интеграцию», на которой были обозначены пути развития, предварительные итоги реформирования таможенной системы и проблемы, которые могут возникать при её внедрении.
«Мы ведём переговоры с Евросоюзом о подготовке взаимного признания», — поделился первый заместитель руководителя ФТС РФ Р.В. Давыдов. В целом, большинство нововведений в таможенную систему приводит её к общеевропейскому уровню, а также ряд национальных таможенных вопросов выводится на наднациональный уровень в рамках ЕАЭС.
Нововведения требуют согласованных усилий разных ведомств, и такие попытки предпринимаются. В частности, совместно с Минпромторгом и Федеральной налоговой службой (ФНС) был запущен пилотный проект по маркировке изделий из меха, который на 400% увеличил вывод товаров из теневого товарооборота.
ФТС и ФНС вместе создают ресурс единой информации, который позволит выявлять участников внешнеторговой деятельности с высокой степенью риска. Для этого будет доступен специальный сервис: «Проверь себя и своего партнёра». Пользователь сможет проверить, как компания котируется внутри обоих ведомств, в том числе имеет ли она задолженность по налогам. Система проверки потребует от компаний двойной заботы о репутации.
В ответ на вопрос культурно-политического журнала «Э-Вести» о том, не создадут ли повышенные репутационные требования к участникам ВЭД препонов для малых и средних российских компаний в экспортной деятельности, которую продвигает Минпромторг и Экспортный центр, Руслан Валентинович Давыдов ответил следующим образом:
«Если мы говорим про экспорт, то контроль за экспортом существенно слабее, чем за импортом. Наоборот, мы всячески облегчаем жизнь экспортёрам. По сути, для экспортёров остаются только требования по экспортному контролю в части товаров двойного назначения и военной продукции. Но ограничения по этим поставкам вряд ли коснутся малый бизнес, который не производит ракеты. Поэтому я не думаю, что для малых компаний будут созданы какие-либо проблемы в плане экспорта. По экспортным поставкам у нас среднее время не попавших под риски товаров составляет 47 минут, то есть, с позиций таможни ограничений как таковых уже сегодня нет. Риски категорирования (распределение компаний по устойчивости – прим.ред.), о которых мы говорим в отношении импорта – это экономические риски, связанные с неуплатов таможенных платежей в полном объёме. Мы говорим о финансовой устойчивости операторов, что во многом касается импортёров. Комплект требований в отношении импорта и экспорта разный, это связано в том числе с соображениями безопасности и делается для того, чтобы на территорию Евразийского Экономического Союза не попали опасные для жизни, здоровья граждан и окружающей среды грузы. Во всех странах пристальное внимание уделяется именно экспорту военного назначения и импорту».
На сегодняшний день 406 таможенных постов страны располагаются на площадях компаний. Это требует нового подхода к контролю таможенных постов: «Посты фактического контроля будут заняты в том числе мобильными группами. Кто к Вам приедет завтра – неизвестно», — рассказал Р.В. Давыдов.
500 компаний-участников внешнеторговой деятельности на настоящий момент пользуются услугой централизации таможенных платежей. Для этого они платят аванс и могут пользоваться неограниченным набором операций. Такая опция доступна только компаниям с низким уровнем риска.
Важнейшее направление реформ – это введение безбумажного, электронного документооброта при оформлении внешнеторговых сделок, который съэкономит время и деньги участникам внешнеторговой деятельности. Обязательное предоставление электронных деклараций введено с 01 января 2014 года, многое уже сделано на пути к этому. На сегодняшний день 99.96% таможенных деклараций имеют электронную форму. Среди транзитных деклараций доля составляет 30%.
Начиная с 2012 года проводится электронное предварительное сообщение таможенным органам о товарах, которые будут ввезены на территорию страны автомобильным и железнодорожным транспортом. С 01 апреля 2017 года оно станет обязательным для грузов, перевозимых авиарейсами; сегодня процедура проходит этап тестирования во всех авиационных таможнях. Перевозки морским транспортом – следующие в списке.
Новый Евразийский таможенный кодекс должен вступить в силу с 01 июля 2017 года, однако, до сих пор Беларусь не поставила свою подпись под соглашением. Вкупе с принятием Кодекса, как рассказал Р.В. Давыдов, должно быть принято более 30 общих решений.
Для нас, потребителей, может стать неожиданностью уже свершившаяся договорённость стран Евразийского союза о том, что нормы внешнеторговых закупок физическим лицами будут урезаны в несколько этапов. «Нормы для физических лиц уже неактуальны», — сказала М.В. Искоскова, Начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии.
Источники:
Association of European Businesses