Как Николя Пуссен сделал Италию счастливой страной?

Николя Пуссен. Похищение сабинянок

Мы будем говорить сегодня об Италии — ведущей стране НАТО и третьей экономике Европы после Франции и Германии, как о стране, которая благодаря основателю школы французского классицизма в живописи стала ведущей европейской державой.

Николя Пуссен сегодня востребован как никогда мировой политикой с его главным произведением «Похищение сабинянок». Благодаря этой картине Николя Пуссен стал основателем самой значительной школы живописи — классической.

Художник провел большую часть своей жизни в Риме, начиная с 30-летнего возраста. Он покидал Вечный город только с 1640 по 1642 годы, когда кардинал Ришелье приказал ему вернуться во Францию ​​в качестве художника короля. Пуссена манила античность, которую он считал образцом совершенства.

«Похищение сабинянок» — распространенный сюжет, его использовали практические все классики живописи, как эпохи классицизма, так и других направлений. Моей аудитории не надо объяснять значение этого сюжета — это сюжет из античной истории Рима.

Во времена Ромула — основателя Рима, у жителей этого города не было женщин. Обманным путем Ромул пригласил соседей, у которых женщин было в достатке, на ряд праздненств в Риме, чтобы они поделились своим богатством. Но не тут-то было!

Все соседи, зная бедствия Рима из-за отсутствия женского пола, не поддались на увещевания и на посулы главного язычника — Ромула. Рим был обречен: нет женщин — нет потомства, а значит, будущего.

Произошло чудо: в один прекрасный день Ромул закатил такой праздник с таким весельем и с такой всеобщей радостью, что соседние народы и племена содрогнулись. Ромул как талантливый руководитель и военачальник использовал красивую паузу и напал на соседей. У них были похищены жены, дочери, и обращены в достояние римлян.

Тогда сабиняне во главе с вождём Титом Тацием сконцентрировали полчища на границах Рима и, угрожая вторжением и разрушением столицы до основания, предложили вернуть главное сокровище: сабинянок. О, чудо! Произошло невероятное. Это и изображено на картине Николя Пуссена, сделав его великим на все времена.

Сабинянки, похищаемые своими бывшими родственниками (братьями, родителями) защищали своих новых как мужей, так и отцов своих детей. Римляне создали такие условия для своих женщин: красота, внимание, уход, почтительное отношение, которого у них не было дома, что те во веки веков поклялись стать римлянками.

Итальянцы всегда говорят, что Ромул не просто победил соседей, а сделал так, что сабинянки объединяли римлян и их соседей. Вождь сабинян Тит Таций стал впоследствии общим вождём, и сделал свою религию — многобожие, общей религией для жителей Рима и сабинян.

Итальянские историки отмечают, что удивительная толерантность итальянцев по отношению к женщинам (чувства меры, стиля и уважение) сделала Италию наиболее «женской» страной Европы, что отражено как в живописи и архитектуре, так и в музыке, театре и кинематографе.

Женское начало в культуре Италии, заложеное ещё в античности, перекочевало в политическую культуру страны, когда чрезмерная толерантность в 1960-1970х годах привела к 117 сменам правительств Италии. Некоторые называют политическую жизнь страны конвульсивной, но зато итальянское начало в международных отношениях, выраженное во взглядах политических деятелей послевоенной поры, включая лидеров Христианско-Демократической партии, послужило основой всего мироустройства.

Если Франция и Германия всегда заботились о нахождении точек соприкосновения с Туманным Альбионом, то Италия  всегда искала собственное место под солнцем, равноудаленное от союзника-соперника в международных отношениях Европы.

Но причём тут Николя Пуссен? Он — автор наиболее сильного художественного произведения о роли женщины в политике. Сильнее его «Похищения сабинянок» может быть только опера Вагнера «Кольцо Нибелунгов».

Искусство напрямую влияет на политику. Если бы все, особенно современные политики приехали в Лувр, где висит эта картина, и замерли бы перед ней, изучая детали полотна, у них бы не было и тени сомнения в правильности теории Софии, разработанной на другом конце континента русским философом В.С. Соловьевым.

Италия сегодня в центре международных отношений, ибо она по ВВП по ППС на душу населения — 93.5% от среднего по Евросоюзу. Франция и Германия — 97% по этому показателю.

Италия переживает кризис, но кризис кризису рознь. Можно переживать кризис, но быть одной из самых влиятельных стран в международных отношениях. К тому же на вопрос о кризисе, как и о цвете глаз, мнений может быть больше, чем одно.

Италия — самая красивая страна Европы, по мнению всех выпускников Академии Художеств. Карл Брюллов отмечал, что одно только посещение этой страны делает человека без каких-либо данных для живописи автором и человеком с большим живописным воображением. ЮНЕСКО фиксирует, что здесь самое большое количество артефактов и объектов культурного наследия.

Когда стоит подумать о разворачивающихся событиях на европейском континенте, связанных с перемещением большого объема производительных сил с Запада на Восток, не стоит забывать о роли в европейской цивилизации таких держав, как Италия, которые умеют занимать особое положение. От последнего страна всегда была в выигрыше.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку