Карло Дольчи – выдающийся, но малоизвестный флорентийский художник эпохи барокко (1616-1686 – годы жизни). Его имя звучит реже, чем имена Караваджо, Тициана и Рембрандта, но работы их в Лувре и Эрмитаже висят рядом.
Его картины не могут не затронуть – сочные цвета, скульптурная проработка объема, тончайшие переходы, эмоциональность образов, тщательная проработка деталей, внутреннее сияние полотен. Нельзя не признать его гениальность. Стиль его письма соответствует эпохе барокко – религиозная тематика, яркость красок, легкая «переигранность» поз и экспрессия в мимике и жестах.
Раннее признание
Карло Дольчи родился в семье флорентийского портного Андрео Дольчи в день святого Зиновия и Марии Магдалены. Его мать была из рода Маринари, который возглавлял известный живописец. Судя по всему, именно по материнской линии Карло унаследовал художественный талант, а от отца ему передалось в наследство – кропотливость, старательность и необычайное чувство цвета. Андреа Дольчи пользовался уважением и популярностью среди флорентинцев, поэтому поначалу семья не бедствовала. Но, когда умер главный кормилец, матери Карло пришлось довольно трудно, но она делала все возможное, чтобы ее дети не голодали и получили образование. Небеса ей благоволили: хорошая работа, связи, поддержка, к тому же маленький Карло рос послушным, образцовым ребенком, готовым всегда оказать помощь по мере своих сил и не создавать лишний раз хлопот вокруг себя.
Уже в ранние годы у мальчика проявилось художественное дарование, поэтому мать поспешила его отдать в ученики к Якопо Виньяли, последователю Козимо Росселли. Начав свою учебу у мастера в 9 лет, уже через 2 года он показал колоссальные результаты. Его первые изображения Иисуса Христа были сделаны на уровне взрослого профессионального живописца. В это время Карло пишет портрет собственной матери, ей на подарок и эта работа случайно попадает на глаза Пьетро Медичи. Так о юном таланте узнает герцог и весь флорентийский двор и у Дольчи появляются первые заказы.
Манера живописи художника, сформировавшаяся в мастерской Виньяли практически не поменялась до конца его жизни. Так же, как и тематика, которой автор отдавал предпочтение – религиозные сюжеты. Карло был очень набожным, придерживался постов, не писал ничего кроме святых в католические праздники, часто посещал бенедиктинское аббатство для молитвы и уединения.
Дольчи как художник
Приобретя популярность и заполучив многочисленные заказы, Дольчи неустанно трудился. Он перебрался из мастерской Виньяли в дом матери и выставил невысокие цены за свои работы, которые не повышал, несмотря на возрастающий спрос. Иногда заказчики по своей инициативе платили вдвое больше заявленной стоимости, когда им особо по вкусу приходилась картина.
Хотя были у художника и небольшие недостатки, из-за чего он со временем начал терять популярность. Во-первых, писал картины он скрупулезно, дотошно прописывая и переписывая мельчайшие детали, поэтому время на одну работу у него уходило много. Он мог работать над полотном годами, что не каждый заказчик выдержит. Однажды, монахи заказали у него картину-образ Пресвятой Девы. Карло с энтузиазмом взялся за работу, но что-то пошло не так и полотно удалось закончить только спустя 8 лет. Естественно, монахи уже позабыли о ней, поэтому Дольчи продал ее проезжим иностранцам.
Во-вторых, он был чужд модным веяньям, поэтому, когда желания публики поменялись, он не был готов к этому. Консерватор до мозга костей – он даже не думал менять свою технику и сюжеты, оставаясь верным своим принципам. Но в то же время Дольчи сумел разработать новаторский подход по работе с красками, благодаря которому его картины сохранили насыщенные цвета по сей день, тогда как полотна его современников утратили былую яркость.
Личная жизнь и закат карьеры
Карло Дольчи исполнилось уже 38 лет, он проводил основное свое время за работой, в перерывах посещал церковь и, казалось, совсем не думал об отношениях с противоположным полом. Но тут вмешались друзья и родственники художника. Они нашли ему хорошую партию – сеньору Терезу Джованни, и убедили его, что ему нужно вступить в брак. В результате он дал согласие. Но в день самой свадьбы жених пропал. Полдня его искали, пока не нашли в одной из местных церквей. Оказалось, что Карло просто забыл какой сегодня день и попросту проводил свой досуг, как обычно, за молитвой. Невеста простила его и венчание состоялось. Брак оказался счастливым. Жена стала для него поддержкой в реальном мире и подарила ему талантливых детей.
Но после 60-ти лет Дольчи медленно начал погружаться в депрессию. Он уже не верил в свой талант, считал себя ненужным и забытым. Друзья и жена пытались взбодрить его, как могли. Его друг и коллега Доминико Вальдинотти сумел вытащить его из этого состояния с помощью «живописной» уловки, но ненадолго. Во Флоренцию приезжает конкурент Дольчи, который часто насмехался с него за медлительность – Лука Джордано-Быстрый. Когда Карло приносит герцогине, заказанное ею полотно «Поклонение волхвов», она не обратив должного внимания на его работу, начинает расхваливать Джордано. Под конец она демонстрирует картину Луки и говорит о коротких сроках, за которые был прописан этот шедевр. Для Дольчи это был словно удар ниже пояса. У него снова возродились мысли о своей ненужности и никчемности. Сильнейшем ударом стала для него, последовавшая за этим событием, смерть жены. В результате он слег и умер. По себе Карло Дольчи оставил семеро дочерей, одна из которых стала художницей, и сына, а также наследство в виде своих картин.
Наследие
Большая часть полотен хранится на родине художника, остальная – разбросана по всему миру, по музеям и частным коллекциям. Одни из самых красивых картин Дольчи, «Мария Магдалена» и «Сон Святого Джованнино» хранятся в Палаццо Питти (Флоренция). Полотно «Поэзия» вы сможете найти в Палаццо Корсини во Флоренции. «Мадонна в молитве» и «Ангел Благовещения» выставлены в Лувре, а «Поклонение волхвов» — в Художественной галерее Келвингроув (Глазго). Эрмитаж также имеет в коллекции работы Карло Дольчи: в экспозиции вы сможете увидеть полотно «Святая Магдалена».
Периодически встречаются картины автора и на аукционах Sotheby’s. Три года назад одна из вариаций «Мадонна в молитве» была продана на аукционе Сотбис за 158’500 фунтов стерлингов. Предоставляла картину галерея Robilant & Voena. Полотно ушло в частную коллекцию. «Мадонна кормит младенца» из коллекции Генри Петти-Фицмориса, маркиза Лансдауна, была оценена еще дороже, в 2006 на аукционе она была продана за 164 800 фунтов стерлингов. А «Святой Иоанн Евангелист» ушел с молотка за 365’000 фунтов стерлингов на распродаже Sotheby’s-2014. Это одна из версий полотна, принадлежащая кисти Дольчи.
Ближайшее время картины Карло Дольчи из собрания знаменитого коллекционера Отто Науманна будут представлены на выставке от Sotheby’s «Старые мастера» с 26 по 31 января 2018, а сам аукцион состоится 31 января.