Юная Симонетта Веспуччи настолько очаровала художника, что он попросил похоронить его у её ног.
Как многие известные картины итальянского Ренессанса, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли простирается далеко за границы только превосходного живописного исполнения. Изображение римской богини красоты, выходящей из раковины в сопровождении других божеств, символизирует любовь и возрождение, а её обнажённая фигура возвышает чувственную мирскую наготу людей до божественной чистоты и благородства. Однако эта аллегория — только часть истории.
Как и другие художники эпохи Возрождения, Боттичелли работал с узким кругом натурщиц, и Венера на этой работе, как считается, списана с образа его любимой, некой Симонетты Веспуччи.
Аристократка, родом из Генуи или Портовенере, Веспуччи — была двоюродной сестрой знаменитого мореплавателя Америго Веспуччи, в честь которого была названа Америка.
Около 1469 года она вместе со своим мужем Марко переехала во Флоренцию, где, несмотря на свои юные 16 лет, сразу же завоевала репутацию самой красивой женщины Италии, чей образ стремились запечатлеть многие художники.
Боттичелли был не единственным флорентийцем, который попросил Веспуччи стать его моделью. Во время довольно краткого пребывания в городе она также позировала Пьеро ди Козимо, который на одной из картин изобразил её в образе Клеопатры. Она послужила источником вдохновения для поэм Луиджи Пульчи и Лоренцо Великолепного.
Последний был не просто поклонник — Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» был главой банковской семьи Медичи, и после трагической смерти младшего брата Джулиано, был фактическим правителем Флорентийской республики с 1478 по 1492 год.
При жизни Джулиано боролся с Лоренцо за любовь Веспуччи, осыпая её драгоценными подарками, а однажды даже пришел на общегородской рыцарский турнир с плакатом кисти Боттичелли, на котором Веспуччи была названа «Бесподобной» (La Sans Pareille).
Несмотря на влиятельных соперников, Боттичелли, вероятно, был самым горячим поклонником Симонетты. Из-за чего появление «Рождение Венеры» было крепко ассоциировано с её персоной.
Интересно, что Боттичелли завершил «Рождение Венеры» примерно через 10 лет после смерти Веспуччи, которая внезапно скончалась в возрасте 22 лет. Художник пережил свою возлюбленную на 34 года и умер в преклонные по тем временам 65 лет (в 1510 году).
Исторические документы свидетельствуют, что после смерти Прекрасной Симонетты (La Bella Simonetta) вся Флоренция погрузился в месячный траур.
Заметим, впрочем, не все искусствоведы считают, что Веспуччи послужила вдохновением для «Рождения Венеры». Историк Фелипе Фернандес-Арместо утверждал, что «вульгарное предположение» о том, что она была моделью для «всех знаменитых красавиц Ботичелли, похоже, основано не на чём ином, как на чувстве, что самая красивая женщина того времени должна была позировать самому чуткому художнику».
С другой стороны, черты лица Венеры Боттичелли совпадают с чертами тех портретов, для которых, как мы знаем, позировала Симонетта Веспуччи.
Мы также знаем, что Боттичелли так сильно любил девушку, что после смерти попросил похоронить его у её ног. Сегодня его могила действительно находится рядом с могилой Веспуччи, во флорентийской Церкви Всех Святых (La сhiesa di Ognissanti).