Дарья Борковская делится секретом, как хорошо темперировать клавир

Дарья Борковская делится секретом, как хорошо темперировать клавир

Прекрасная, завораживающая музыка Иоганна Каспара Фишера, звучащая на старинном клавире, приносит в нашу душу покой и умиротворение. Трудно даже представить себе, что композитор написал её в поиске гармоничного звучания инструмента, временами резавшего слух и подчас издававшего фальшивые звуки.

Музыкант Дарья Борковская сыграла концерт в Культурном центре на Покровке 9 сентября 2022 года с целью показать предысторию создания известного цикла И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир».

Она отправила слушателей в познавательное путешествие, наглядно продемонстрировав им на инструменте, что боролись с «расстроенным клавиром» не только Бах, но и его предшественники — Бухстехуде и Фишер. После «Музыкальной Ариадны» последнего до «Хорошо темперированного клавира» потребуется жизнь целого поколения — 20 лет.

«Инструмент, на котором я играю, — рассказывает Дарья, — сделан с копии инструмента мастера Бланше первой половины XVII века. На его звучание влияет буквально всё — погода, перевозка, перенос инструмента на новое место».

На его звучание влияет буквально всё - погода, перевозка, перенос инструмента на новое место
На его звучание влияет буквально всё — погода, перевозка, перенос инструмента на новое место

Чувствительность клавира и его особый строй были проблемой для музыкантов XVII века. «Само название произведения Баха — «Хорошо темперированный клавир», рассказывает нам о том, что существует хорошо настроенный инструмент, но не в современной понимании этого слова как продукта работы настройщика, — делится исследователь-музыкант. — Долгое время произведения для клавира писались в определенной тональности с наименьшим количеством знаков, потому что иначе инструмент звучал довольно фальшиво. Есть предположение, что Бах сам с учеником изобрёл итерацию, соответствующую сегодняшней равномерной итерации. 24х прелюдий и фуг Баха — микрополифонического цикла запомнились лучше всего, но на этом пути у Баха были предшественники».

Концерт был посвящён Полифоническому циклу для органа «Ariadne Musica» немецкого композитора И.К.Ф. Фишера. 20 коротких прелюдий и фуг, распределенных композитором по высотному принципу, не только повествуют о помощи древнегреческому герою в победе над Минотавром, но и показывают, на что способен хорошо темперированный клавир.

Дарья Борковская — признанный специалист по игре на исторических инструментах, искусствовед, преподаватель Московской консерватории, основательница ансамбля Musica Tempora и участница множества российских и международных музыкальных проектов. Она обещает продолжить раскрывать тайны клавира в случае интереса со стороны слушателей.

«Бах велик, — говорит музыкант, — но у него также были великие предшественники».

Дарья Борковская - признанный специалист по игре на исторических инструментах
Дарья Борковская — признанный специалист по игре на исторических инструментах
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку