Кихотизм — яркое проявление инвестиционного климата в России. Нужны ли вообще инвестиции России сегодня? Похоже, что нет. Но нужны ли российские инвестиции за рубежом — похоже, что всё ещё да. К этому вопросу мы ещё вернёмся во второй половине статьи, а сейчас я хочу сказать о таком срезе ситуации с инвестициями в России, о котором, поверьте, никто не говорит.
Кихотизм (от слова Дон Кихот Ламанчский) означает апологию нравственности в безнравственном мире. Об этом говорят, если перед очевидным фактом конечности всего сущего человек всё-таки живёт так, как будто бы вечность существует.
Не могу не процитировать в очередной раз моего любимого испанского автора пореформенной поры (1910-1920х годов) Мигеля де Унамуно: «Вера и сомнение здесь одно». Символ такой юродивой веры для Уномуно — Дон Кихот, или (более широко) — Воскресший Христос, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие (1-ое послание к Коринфянам ап. Павла, Глава 1, стих 23).
Кихотизм в современной Испании — идеология христианства в близком для меня изложении Унамуно, который является одним из самых величественных монументов мысли при строительстве социума в индустриализующемся (как в Испании, так и в России) обществах. При этом он был одним из самых честных представителей христианского вероисповедания за последние два столетия — таким, каких называли «атеист с Христом». Его христианство — христианство Гефсиманского сада, но не самой Пасхи.
Бытует мнение, что Унамуно — самый главный знаток в Испании (а может быть, и в Европе) современной философской концепции антропологического строительства экономики. В какой-то степени так это и есть, потому что философия для Унамуно — не дисциплина и не интеллектуальные рассуждения о промыслительном, это прежде всего жизненная драма.
Философ понимал человека как звено в цепи Вечности и давал человеку прямое указание: «Не смей быть несчастлив!».
К Унамуно приходили не только уроды, убийцы и хамы типа Кейпо Дельяно, которые не понимали иной роли интеллектуалов, кроме выступлений на митингах в свою пользу, это были и инвесторы, экономисты и банкиры. Ведь он был ректором Саламанского университета — старейшего университета в Европе, который даже старше Коимбрского университета и намного старше университетов Кембриджского и Оксфордского.
Мигель де Унамуно имел непререкаемый авторитет и был неоднократно, без каких-либо возражений избран главой этого учебного заведения профессорско-преподавательским составом и всеми студентами и административно-хозяйственными работниками, как этого требует его устав.
Я постоянно читаю, перечитываю его, вновь возвращаясь к основным темам, которые беспокоили этого человека. Его беспокоили инвестиции, но не просто как поток финансирования той или иной отрасли, но как формула экономики, которая позволит при любом «нажатии на кнопку» получать необходимое вспрыскивание адреналина в экономическую кровь страны, в любой момент. Именно по этой причине толерантно, нейтрально и безразлично относящийся к фашизму Унамуно стал ярым защитником республиканского строя и отверг все формы тоталитаризма.
Тема инвестиций в таком ключе по-прежнему актуальна и для Испании, и для России. Нужен Мигель де Унамуно, чтобы кардинально изменить положение дел.
Приток инвестиций — это когда на 10 рублей прибытка должно быть не более 9 рублей убытка. Что происходит сегодня в России? Вот уже второй год богатые и сверхбогатые дерут за кордон, от чего страдает оссийская финансовая система, и без того треснувшая по швам ещё в предпандемийный период (прямые иностранные инвестиции в два последних предпандемийных года упали на 40% относительно двух предыдущих лет).
На сегодняшний день из общего числа всех состояний самых богатых людей России, оцениваемых в сумму более 500 млрд долларов, убежало за границу 48%. Никакого пасхального звона нет, а есть тревожный аларм, состоящий в том, что пресловутые 200 кланов, которых возглавляет богатейший человек России Алексей Мордашов, могут по собственному желанию, по мановению волшебной палочки (при попустительстве финансовых органов) вывозить капитал столько, сколько они хотят, в то время как для обычных граждан вывоз денег свыше 10 тысяч евро запрещён.
В России 113 тысяч миллионеров и миллиардеров, по оценкам Forbes. Не менее половины из них не живут постоянно в стране, а 20% — не живут, никогда и не жили здесь на постоянной основе, бывая здесь наездами, при этом имея источником своих доходов и сверхдоходов Россию и её полезные ископаемые.
Почему сложилась такая искривленная ситуация, когда люди в одночасье получают большие куски госсобственности, не имея никаких прав не неё, а затем нещадно её эксплуатируют, зная о бедственном положении населения, которое можно было бы поправить этими доходами и сверхдоходами — долгий разговор. Однако замечу, что такое положение установилось ещё в конце правления Горбачева, было закреплено в эпоху Ельцина и расцвело пышным цветом в начальный период правления В. Путина в 2000е.
Масштаб, размах, беспредел в Испании — жалкий лепет младенца по сравнению с тем, что мы наблюдаем в России. Но Испании также мешает недавнее прошлое. Самый богатый человек Испании — Амансио Ортега — глава фирмы Индитекс, но в группу 10 богатейших людей страны также входят несколько известных исторических кланов эпохи франкизма, прежде всего семья Хосе Кальво Сотело.
Да, положение Испании лучше. Во-первых, нет такого количества богатых и сверхбогатых. Во-вторых, личные состояния в основном (за исключением А. Ортега) исчисляются миллионами, но не миллиардами. В-третьих, испанские фортуны — это всего лишь компенсация франкистским кланам за их преданность вождю в эпоху Гражданской войны.
Как отмечал выдающийся экономист, а ныне член Академии Наук Испании Рамон Тамамес, франсисты правят бал, но в Испании кихотизм, несмотря на всю сатанинскую природу части её крупнейших капиталов, проявляет некую снисходительность по отношению к остальной экономике: экономике трудящихся.
В элите есть те, кто положил свою жизнь на улучшение народной доли. Я с наслаждением читаю и слушаю выступление двоюродного брата короля графа Николаса Сарториуса — старейшего члена Политбюро компартии Испании. В 2008 году там скончалась «красная герцогиня» Исабэль де Медина-Седония — другой член королевской семьи, на которую и опирался в своей промыслительной деятельности граф Сарториус.
В стране пусть немного, но есть представители капитала и сверхкапитала, которые в реальной действительности пытаются внушить левым и леворадикальным силам, пришедшим к власти, что надо заниматься тем, ради чего они и пришли во власть: заботиться о населении, прежде всего пенсионерах и бюджетниках.
Промышленный пролетариат в Испании давно усох, и превратился в жидкое месиво, которым свободно распоряжаются лидеры профсоюзов и все, кому не лень: от ВСТ до рабочих комиссий. По большому счёту, до широких слоёв населения правительству дела нет, поэтому находящиеся уже несколько лет у власти социалисты продолжают говорить о горьком опыте, который они испытывают, придя во властные структуры и увидев то, что натворили правые до них и как им тяжело восстанавливать социальную справедливость.
Тем не менее, в Испании не наблюдается огромный отток капитала, который наблюдался со времён пандемии в России как прелюдия к следующей мезансцене, где главный режиссер уже не Ольга Попова, а генерал Шойгу. Страну спасает тот самый кихотизм.