Президент США Дональд Трамп вчера, 30 апреля 2020 года, заявил в Белом доме, что располагает доказательствами лабораторного происхождения нового коронавируса COVID-19. Речь идёт о том, что Уханьский институт вирусологии, изучавший коронавирусы (то, как они передаются от животных к человеку) и работавший под управлением Китайской академии наук на гранты правительственных и международных организаций, допустил их «утечку» и, более того, в первое время после трагедии пытался скрыть это от мировой общественности.
Буквально репортёр спросил американского президента: «Имеете ли Вы серьёзные основания полагать, что Уханский институт вирусологии является источником пандемии коронавируса?». Трамп ответил на это твёрдое «да» и добавил, что Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) должно быть стыдно за то, что они слово в слово повторяют то, что говорят официальные пресс-представители КНР.
На ВОЗ, таким образом, возлагается ответственность за соучастие в преступлении. Америка в связи с этим прекратила финансирование организации в размере $500 миллионов в год (заметим, что китайский взнос составляет всего лишь $38 миллионов).
В Белом доме, по заверениям Дональда Трампа, не просто нашли доказательства лабораторного происхождения коронавируса, но и посчитали убытки, возмещать которые китайским властям придётся через новые таможенные налоги или списание госдолга США (источник: The Washington Post). Речь идёт о триллионах долларов.
Надо сказать, что американский президент поспешил со своим заявлением — расследование Национальной разведки США ещё не закончило свою часть работы и сделало более уклончивые заявления на этот счёт. Публично глава организации, высказывая личное мнение, отрицает лабораторное происхождение коронавируса, солидаризируясь с «научной общественностью», но обещает проверить такую возможность.
В американском истеблишменте нет единого мнения относительно вины Китая, его и быть не может — часть американского бизнеса глубоко завязана на взаимоотношения со страной, а другая часть от этого страдает. Но если «утечку» из Уханьского института вирусологии подтверждают не все, то согласие относительно запоздалой и неточной информации из Китая о коронавирусе имеется. Издание Guardian говорит о том, что сторонники Трампа «давят» на политических противников, чтобы те «продолжали проверять лабораторное происхождение коронавируса».
Сам Трамп, в свою очередь, не говорит о том, что «утечка» была сознательным шагом со стороны Китая. Это могло быть случайностью, о возможности которой американская дипломатия предупреждала мир в 2018 году. Но глава США высказывает удивление тому, что КНР поставила региональные барьеры для жителей Уханя, параллельно свободно выпуская их за границу, что и привело к мировой пандемии.
Китай, в свою очередь, категорически отвергает лабораторное происхождение коронавируса, настаивая на том, что разработки в Ухане ни при чём, во всём виноваты зверьки пандолины или другие животные, употребляемые китайцами в пищу. Заметим, что рынок, на котором продавались инфицированные коронавирусом зверьки, случайно находился в десятке километров от Института. Директор Уханьского института вирусологии Юань Чжимин официально заявил о том, что его лаборатория строго соблюдает процедуры биобезопасности, которые исключают выброс любого патогена за её пределы. Часть мировой общественности поверила ему на слово, но проверить эту информацию не удалось ещё никому — Китай отказывается впустить международную комиссию для независимого изучения ситуации на месте.
Так, Представитель ВОЗ в Китае Гауден Галеа заявил Sky News, что его организация обратилась к китайским властям с просьбой допустить её экспертов к исследованиям происхождения вируса: «Мы знаем, что происходит какое-то расследование на национальном уровне, но нас на данном этапе не приглашают присоединиться к нему, а хотелось бы».
ВОЗ, хотя и настаивает на естественном происхождении коронавируса, оказывается, до сих пор не имела возможности посмотреть журналы двух лабораторий в Ухане. Вопрос в том, почему тогда специалисты организации выражают такую уверенность в том, что вирус не вышел из лаборатории?
Дональда Трампа можно понять — США стала самой пострадавшей от коронавируса страной мира, число заражений здесь превысило миллион человек, а смертей — 60 тысяч. На втором месте по заражениям находится Европа, а по числу смертей он превзошёл заокеанских партнёров (в Италии умерло 28 тысяч человек, в Великобритании — 27 тысяч, в Испании — 26 тысяч, во Франции — 24 тысячи человек).
Россия находится на восьмом месте в мире по числу заражений новым коронавирусом (более 100 тысяч случаев). Нас болезнь поразила в большей степени, чем Китай и Иран, но российское руководство пока не планирует требовать от Китая возмещения ущерба, поскольку выражает недоверие в лабораторное происхождение коронавируса, хотя и не отрицает такой возможности.
«Есть теории и про летучих мышей, и про каких-то других животных, есть теории про военные спортивные игры в г.Ухань, куда ездила американская делегация и жила в самой близкой гостинице к этому рынку, и так далее и тому подобное, — заявил Сергей Лавров в интервью «Коммерсанту«, комментируя возможность лабораторного происхождения болезни, — Этим надо заниматься, но без эмоций, с холодной головой, сопоставляя факты, в интересах лучшего понимания генезиса кризиса и извлечения уроков на будущее, чтобы быть лучше подготовленными к новым возможным пандемиям, а не изыскивая во всем этом потоке информации только то, что может очернить твоего конкурента«.
Судя по этим словам, российское руководство не имеет однозначной информации об истоках COVID-19 и с удовольствием узнает о них подробнее. Если лабораторное происхождение коронавируса из Уханьского института вирусологии будет доказано, Россия может и пересмотреть свою позицию, и тоже потребовать триллионы долларов в качестве компенсации за пандемию. Так что, господа американцы, старайтесь убедительно доказать свою позицию. Ваша версия представляется более чем логичной.