Клод Моне вдохновлялся загрязнением окружающей среды

Клод Моне вдохновлялся загрязнением окружающей среды

В марте 1901 года в письме к своей жене выдающийся французский художник Клод Моне сетовал на плохую погоду, которая мешала ему работать, а также на другое заметное препятствие для его творчества.

«Все равно что в покойницкой: ни поезда, ни дыма, ни лодки, ничего, что могло бы хоть немного пробудить вдохновение», – писал он.

Моне, ныне известный как основатель импрессионизма, был в Лондоне – в одной из тех трех поездок, которые он предпринял сюда в период с 1899 по 1901 год. В результате которых родилось более 100 картин. Его ссылка на дым, который в изобилии исходил от паровых двигателей лодок и поездов, как на катализатор его творческой энергии, похоже, не был плодом его мечтательности или романтизма, а отражением реальности промышленной революции.

Новое исследование, проведенное климатологами, нашло новые подтверждения этой теории.

Клод Моне, Мост Ватерлоо, 1903
Клод Моне, Мост Ватерлоо, 1903

«Я работаю над проблемой загрязнения воздуха. Рассматривая картины Тернера, Уистлера и Моне в галерее Тейт в Лондоне и Музее Орсе в Париже, я заметила стилистические трансформации в их работах», – рассказывает CNN Анна Леа Олбрайт, научный сотрудник Лаборатории динамики метеорологии Университета Сорбонны в Париже.

«[Со временем] контуры их картин становятся более размытыми, палитра кажется белее, а стиль меняется с фигуративного на более импрессионистический: эти изменения соответствуют физическим последствиям того, как загрязнение воздуха влияет на свет», – добавила она.

Команда изучила более 100 картин Моне и британского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера, который работал до Моне, с целью найти эмпирическую основу для гипотезы о том, что на картинах запечатлено постепенное загрязнение воздуха во время промышленной революции.

Клод Моне, Прибытие нормандского поезда на вокзал Сен-Лазар, 1877
Клод Моне, Прибытие нормандского поезда на вокзал Сен-Лазар, 1877

По словам авторов исследования, основное внимание было уделено этим двум художникам, потому что они в изобилии рисовали пейзажи и городские пейзажи, часто с повторяющимися мотивами.

Художественная хроника атмосферных изменений

В период, охватываемый картинами, с 1796 по 1901 год, было добыто огромное количество угля, использованного в промышленном производстве и в паровых котлах. Только в Великобритании добыча угля взлетела с 2.9 млн тонн в 1700 году до 275 млн тонн/год к 1900 году, что привело к заметному загрязнению воздуха, вызвавшему массовые проблемы здоровья.

По данным Национального бюро экономических исследований, сажа от угля создавала густой темный туман, и количество туманных дней в Лондоне выросло втрое в период с 1850 по 1890 год – с 25 до 75 дней в год.

«Загрязнение воздуха делает объекты и их границы более размытыми, придает белёсый оттенок, потому что загрязнение отражает видимый свет всех длин волн», – поясняет Олбрайт.

Клод Моне, Ветей в тумане
Клод Моне, Ветей в тумане

В картинах команда сфокусировалась на двух показателях – резкости краев и белизне, получив их путём математических преобразований яркости, а затем сравнила результаты с независимыми оценками загрязнения воздуха на временной шкале.

«На удивление, мы обнаружили сильную взаимосвязь», – говорит учёный.

По мнению исследователей, картины отражают исторические изменения в атмосферной среде, и в частности рост выбросов диоксида серы, появляющегося от сжигания угля, который вызывает кислотные дожди и проблемы с дыханием. Они отмечают, что связь выходит за рамки художественной эволюции и стиля, поскольку Лондон и Париж, где соответственно базировались Тернер и Моне, индустриализировались в разное время и с разной скоростью, что и находит отражение в их работах.

Еще одним доказательством теории, по словам Олбрайт, являются письма Моне, говорящие о влиянии загрязнения воздуха на его творчество. В одном из них он пишет своей жене, что был «в ужасе» от отсутствия тумана, но успокоился, когда «разожгли костры и дым и дымка вернулись».

Клод Моне, Мост Ватерлоо, пасмурная погода
Клод Моне, Мост Ватерлоо, пасмурная погода

Действительность vs Стиль

Искусствовед Джонатан Рибнер из Бостонского университета был одним из первых кто, предположил связь между творчеством двух художников и загрязнением окружающей среды, в эссе 2004 года, написанном для выставки «Тернер Уистлер Моне».

«Когда я увидел новое исследование, я был в восторге, потому что оно действительно подтверждает то, о чем я писал почти два десятилетия назад, а именно, что загрязнение воздуха является важным контекстуальным фактором для некоторых картин 19 века», – рассказывает Рибнер.

«Тернер и Моне – оба художники, которым приходилось бывать в разных местах, чтобы поймать нужные условия, – добавляет он. – Существовал такой феномен, как туманный туризм, когда французские туристы, такие как Моне, специально приезжали в Лондон, чтобы увидеть туман, потому что им нравились атмосферные эффекты. Ему не нравилось, когда туман был таким густым, что он просто ничего не мог разглядеть, но он ненавидел, когда тумана не было и небо было голубым, потому что это было не похоже на Лондон».

Искусствовед Себастьян Сми, наоборот, критикует исследование, говоря, что оно путает «внутренний творческий выбор с внешними стимулами». Он утверждает, что возросшее загрязнение окружающей среды не может быть использовано для объяснения стилистической эволюции художников и что некоторые из их работ скорее «мифологичны», чем отражают объективную реальность.

Олбрайт, как бы оправдываясь, говорит, что целью исследования никогда не было сбрасывать со счетов какой-либо искусствоведческий подход или сводить картины просто к цифрам или научному анализу, а скорее расширить понимание и оценку этих работ, предложив другой ракурс для их изучения.

«Что я считаю действительно замечательным в этих работах, так это то, что Моне создает прекрасные атмосферные эффекты из чего-то такого уродливого и грязного, как дым и сажа, – добавляет она. – Он и Тернер, они не отворачиваются от загрязнения, но они смогли превратить эти негативные изменения окружающей среды в источник творческого вдохновения».

Как знать, родят ли смог и дымка в промышленных районах Китая новых Моне и Тёрнеров? Поживём, увидим.

Клод Моне, Здания парламента Эффект солнечного света
Клод Моне, Здания парламента Эффект солнечного света
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку