Ко Дню Защитника Отечества: композиторы в погонах

Ко Дню Защитника Отечества: композиторы в погонах

К 23 февраля мы подготовили тематическую подборку отечественных композиторов, которые внесли свой вклад не только в развитие музыкального искусства, но и отдали долг Родине по военной части.

Подполковник Александр Алябьев (1787 – 1851)

Композитор, пианист, автор около 200 романсов, Алябьев прошел всю Отечественную войну 1812 года и принял участие в походах русской армии в 1813-14 годах. Алябьев ушел на фронт добровольцем в возрасте 25 лет. Участвовал в легендарном Березинском сражении, воевал на территориях Австрии, Германии и Франции.

По собственному прошению был переведен в партизанский отряд Дениса Давыдова. Под командованием поэта и героя войны 1812 года участвовал в бою за Дрезден и был ранен, но остался в строю. К концу войны дослужился до чина ротмистра. А в 1823 году, будучи уже подполковником, вышел в отставку с правом носить мундир и получать полный пансион от государства.

Александр Александрович Алябьев
Александр Александрович Алябьев

Мичман Николай Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Славный род Римских-Корсаковых в российской истории славен не только талантливым композитором Николаем Андреевичем – он, скорее, был исключением. По мужской линии в семье было принято служить Отечеству на флоте. Прадед и дядя композитора были вице-адмиралами, а старший брат – Воин Андреевич достиг звания контр-адмирала. Если вы изучите внимательно карту Японского моря, то в заливе Петра Великого обнаружите архипелаг Римского-Корсакова. Имя группе островов дали по фамилии тогда еще капитан-лейтенанта Воина Андреевича – командира шхуны «Восток», моряки которой описали эти острова в 1854 году.

Кадет Морского корпуса Николай Римский-Корсаков. Военная выправка и умение преодолевать любые препятствия и лишения – прекрасная школа жизни и, вероятно, один из секретов непостижимой работоспособности будущего композитора.
Кадет Морского корпуса Николай Римский-Корсаков. Военная выправка и умение преодолевать любые препятствия и лишения – прекрасная школа жизни и, вероятно, один из секретов непостижимой работоспособности будущего композитора.

Младший брат Николай Андреевич также учился в Морском кадетском корпусе и даже совершил одно кругосветное путешествие на парусном судне. И хотя младший брат быстро переключился на музыку и сделал блестящую музыкальную карьеру, он все-таки носил погоны и развивал российскую армию, точнее – оркестры морского флота как дирижер.

Инженер-генерал Цезарь Кюи (1835 – 1918)

Композитор, музыкальный критик. Участник «Могучей кучки» Цезарь Антонович Кюи является автором не только 14 опер, но и девяти научных трудов  и курса по фортификации. Последний он читал в военных инженерных академиях.

Кюи был одним из крупнейших теоретиков и практиков фортификации своего времени и заложил основы этой науки, которые и по сей день считаются фундаментом военного инженерного дела. Лекции по фортификации Кюи, в том числе, читал будущему императору Николаю II и великим князьям.

Краткий учебник полевой фортификации, составленный Цезарем Кюи. Санкт-Петербург, 1885 год. Выдержал 7 изданий.
Краткий учебник полевой фортификации, составленный Цезарем Кюи. Санкт-Петербург, 1885 год. Выдержал 7 изданий.
Цезарь Антонович Кюи
Цезарь Антонович Кюи

Поручик Николай Мясковский (1881 – 1950)

Родился в семье военных, отучился в Кадетском корпусе и Петербургском военно-инженерном училище, который окончил с дипломом военного инженера. В Первую мировую войну отправился на фронт в качестве поручика саперных войск, где руководил инженерными работами. В бою под Перемышлем был контужен и после поправки переведен на возведение крепости в Ревель. После Революции 1917 года поступил на службе в Военно-морской штаб Балтийского флота.

Напомним, что близкий друг и однокурсник Сергея Прокофьева, Мясковский создал 27 симфоний, был профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения и как музыкально-общественный деятель вел очень активную работу.

Николай Яковлевич Мясковский
Николай Яковлевич Мясковский

Полковник Василий Агапкин (1884 – 1964)

Автор легендарного марша «Прощание славянки», дирижер парада на Красной площади 7 ноября 1941 года и руководитель одного из коллективов сводного оркестра Парада Победы 1945 года.

Корнетист Василий Агапкин с подросткового возраста был неразрывно связан с военным оркестром. Служил в Тамбове, после Революции 1917 года вступил в Красную армию и организовал духовой оркестр при гусарском полку. В СССР руководил оркестром Высшей школы НКВД. В годы Великой Отечественной войны как капельмейстер возглавлял Отдельную мотострелковую дивизию.

Василий Иванович Агапкин
Василий Иванович Агапкин

Лейтенант Андрей Эшпай (1925 – 2015)

Студент Гнесинки Андрей Эшпай в 1943 году, когда ему исполнилось 18 лет, отучился на курсах военных переводчиков. С 1944 года служил командиром разведки Белорусского фронта, участвовал в сражениях за освобождение Варшавы и взятие Берлина. 9 мая 1945 года встретил в Берлине.

Награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды (за полученные данные, которые помогли подавить огневые точки противника), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими наградами.

Всё, о чём писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом.

Андрей Эшпай об истории создания песни «Москвичи»

Андрей Яковлевич Эшпай
Андрей Яковлевич Эшпай

Завершим подборку «Маршем Славянки» в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ. За дирижёрским пультом – еще один выдающийся российский музыкант в погонах: народный артист России, генерал-лейтенант Валерий Халилов (1952 – 2016). И пусть эта музыка, традиционно провожающая воинов на сражения, в наше время звучит только на концертах!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку