Ещё совсем недавно в широком прокате прошёл фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». В нём была затронута тема убийства, давно забытая, а молодым поколением и вовсе не знаемая. Как всегда, фантазия Тарантино взяла верх над реальными событиями. Он придал ужасной истории 60-х — красивый «хэппи-энд», и все остались довольны.
Но такое вольное искажение, соответственно увело от размышлений над правдой жизни. А знание правды, даже самой нелицеприятной, часто оказывается необходимым для её, же, — жизни сохранения.
Мы часто не задумываемся, как влияет экранный или сценический образ на наш разум и психику.
Нейрофизик, исследователь мозга, кандидат биологических, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель Института мозга человека РАН — Н. Бехтерева говорила, что экспериментально доказано — человек, смотрящий на экран или на сцену, переживает увиденное так же, как в жизни; его пульс учащается, дыхание меняется, он улыбается, смеётся и плачет. Даже вскрикивает, вскакивает, убегает и лишается чувств под сильным впечатлением.

Так реагировали зрители, когда впервые увидели на экране, несущийся на них поезд в документальном фильме братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896). Пресса писала: в зале началась паника. Кричали, убегали, взмахивали руками и падали в обморок. Происходящее воспринималось «буквально».
Что это? Реакция неискушённой публики 19 века?

Но фильм «Страсти Христовы» режиссёра Мэла Гибсона (2004) и в 21 веке вызвал у зрителей не меньшие переживания.
Зрительский опрос показал, что люди, видевшие на экране пытки Иисуса Христа, испытывали шок и душевное потрясение. Многим становилось плохо с сердцем во время сеанса. Даже вызывали Скорую помощь!
В отзывах на этот «слишком натуралистический фильм» люди писали, что испытали катарсис, и это повлияло на их мировоззрение, отношение к вере.
Удивительно! Экран соединял человека непосредственно с мнимой реальностью, как с подлинной. Последствия могли быть самыми страшными.

Режиссёр фильмов ужасов — Роман Полански, снимая кино о дьяволе и его окружении, приобрёл мировую славу, но потерял жену; красавица актриса Шэрон Тейт была принесена в жертву «Князю Тьмы». Она снялась в фильме мужа «Бал вампиров» (1967) и вошла в «Список жертвоприношений Звёзд Голливуда». После выхода на экраны драмы Полански «Ребёнок Розмари» (1968), где главная героиня, соглашается родить ребёнка Антихриста, — на девятом месяце беременности Шэрон Тэйт была зверски зарезана (16 ножевых ранений) сатанисткой из секты Мэнсона (1969).
Оккультисты трактуют подобные несчастные «случаи» как расплату за связь с инфернальным миром.
Исследователь в области биоэнергетики С.Н. Лазарев утверждает в своих книгах на множестве практических примеров, что родственники и близкие связаны единым полем; они «снимают на себя информацию, связанную с любимым человеком».
О таком феномене писал и Томас Манн в своём романе «Доктор Фаустус», где главный герой заключает сделку с дьяволом. За гениальность и мировую славу расплачиваются все, кто любит героя этого романа.

Знаменитый танцовщик Большого Театра, Народный артист и хореограф – М. Лавровский рассказывал, что, когда стал писать либретто «Оправдание Сатаны», на него обрушились слава, деньги, любовь и поклонение женщин, взлетела карьера и всё пошло как по маслу. Но вскоре тяжело заболел сын, жена, начались несчастья и смерти с родными и близкими. Он увидел в этом расплату за свой успех и остановил опасную творческую затею. Тут же всё прекратилось.
Мировой кинематограф не раз был замечен буквально в убийственных последствиях для своих создателей, исполнителей и поклонников.
По воспоминаниям трагически погибшей актрисы Елены Майоровой, в пять лет её травмировал фильм для взрослых.
Из реки Амазонки выплывала огромная анаконда и кусала охотника. Девочка настолько была захвачена зрелищем, что почувствовала, как эта змея-гигант «прошла» сквозь неё с экрана и заполнила всё существо ужасом! Долгое время ребёнок болел, страдал и не спал ночами. Эти кадры со «смертельной» змеёй являлись во сне. Нервное потрясение отложило отпечаток на годы и сделало очень ранимой. При этом смертельно-опасные ситуации в кино и в жизни притягивали её как наркотик, вследствие чего она сгорела заживо.
Психологи отмечают, что ребёнок очень открыт и доверчив к окружающему миру. Ещё Анна Фрейд – британский психолог и психоаналитик (младшая дочь Зигмунда Фрейда) говорила, что у детей высокая способность к отождествлению. По её наблюдениям фильмы ужасов многим детям повреждали психику. Фильмы же героического содержания, напротив, её формировали и укрепляли.
Народный артист и режиссёр Н. Бурляев рассказывал:
«Когда в детстве я смотрел фильм «Чапаев» (1934),- так переживал за красного командира, чтобы он, раненый, доплыл до берега, что молился в кинозале всем сердцем! Когда он утонул, я разрыдался».

Артист В. Коренев после показа на широком экране фильма «Человек-Амфибия», получал десятки тысяч писем! Восхищённые поклонницы предлагали свою любовь, брак, называли его мужчиной своей мечты. «Они отождествляли моего героя – Ихтиандра — со мной» (В. Коренев)
Экранный образ мог стать «Ангелом-хранителем» с детства и на всю жизнь.

С артистом ленинградского БДТ И. Озеровым произошла такая история. Одна из его поклонниц призналась, что в 8 лет случайно увидела его на экране летнего кинотеатра в фильме «Гранатовый браслет» (1964). Образ героя, глаза, голос, музыка, подействовали на душу девочки как живое прикосновение чуда! Много лет она смотрела этот фильм и хранила свой «идеал» в сердце и памяти. Он стал её оградой от поверхностных отношений, падений и грязи, поддержкой в жизненных испытаниях.
Она говорила, что стала успешной пианисткой благодаря влиянию музыки Бетховена из любимого фильма. Через 20 лет она нашла своего «кумира» и рассказала о своей детской любви. Они оказались родственными душами и остались навсегда вместе.
Интересно, что в советское время создавались фильмы такого мощного качества, что они буквально влияли на судьбы людей, на мировоззрение и отношение к миру.

Президент В.В. Путин говорил, что когда он посмотрел фильм «Щит и Меч» (1968), то решил стать разведчиком.
Статистика МВД отмечала резкое падение преступности по стране в период, когда этот сериал шёл на экранах телевизоров.
Подобным влиянием обладали многие советские фильмы.
Народный артист — А. Баталов:
«После того как сыграл главную роль в фильме «9 дней одного года» (1962), я получал бесчисленное количество писем от молодёжи, стремящейся поступить на Физмат. Писали, что хотят быть физиками. Покорены и «заражены» отношением к науке».
После выхода «Неоконченной повести» (1955), многие зрители, покорённые героиней Элины Быстрицкой, писали любимой актрисе, что пошли во врачи под влиянием этого фильма.

Образ руководителя колхоза, горящего своим делом, в фильме «Председатель» (1964) надолго покорил сердца жителей сёл и деревень. Народного артиста — М. Ульянова настолько отождествили с его персонажем, что много лет он получал горы писем с просьбами помочь в достойной организации колхозного дела в разных весях страны и стать председателем.
Молодого режиссёра Глеба Панфилова покорили с экрана глаза Инны Чуриковой. Он разыскал актрису для съёмок своего фильма «Начало», и впоследствии она стала его женой.
Владимир Высоцкий решил, что женится на Марине Влади, когда увидел её в фильме «Колдунья» (1956).
Народная артистка и режиссер – Е. Цыплакова рассказывала: «В своём фильме «Семейные тайны», где я играла целительницу, я читала молитвы на изгнание. Мне позвонила одна одержимая женщина и начала шипеть в трубку: «Я тебя убью! Мне плохо! Я смотрю эту сцену, и меня тошнит, меня колотит!» Через экран пошла энергия молитвы.
Даже танец и пение обладают не меньшим воздействием на сознание, чем слово. Музыка сразу «открывает сердце», вызывая сильные переживания.

Современники великого певца Фёдора Шаляпина рассказывали, как наблюдали из-за кулис сцену смерти царя Бориса в опере М. Мусорского «Борис Годунов», где он играл главную роль. Несмотря на неоднократные «просмотры» умирания героя от сердечного приступа, каждый раз друзья артиста боялись, что он умер всерьёз и бросались за врачом. Для их спокойствия гениальный Шаляпин падал в такую позу, чтобы за кулисами было видно, как он, уже «мёртвый», им подмигивает: «Всё в порядке! Я жив!»
Когда великая балерина Анна Павлова в 8-мь лет впервые попала в Мариинский театр на балет «Спящая красавица», — она потом вспоминала:
«Ещё несколько минут – и передо мной открылся неведомый мир! С первых же нот оркестра я вся затрепетала… Взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости… Помню, закрыла лицо, когда на сцену выехала старая злая волшебница в карете, запряжённой крысами». Когда же на сцене появилась главная героиня – принцесса Аврора (Спящая красавица), девочка твёрдо сказала матери: «Когда-нибудь я стану Авророй и буду танцевать, как она, в этом театре!» Так Анна Павлова предсказала свою судьбу.
Мы живём в том пространстве, которое создаём своими мыслями и словами, а нашей верой мысль воплощается.
