Когда-то французов шокировала и улыбка

Когда-то французов шокировала и улыбка

Культура — явление удивительное, особенно когда погружаешься в её историю. Лакмусовой бумажкой здесь всегда выступают личности, об одной из которых мы хотим рассказать сегодня, — художнице времён Марии-Антуанетты и Екатерины Великой.

Элизабет Луиза Виже-Лебрён родилась в Париже в 1755 году — год, когда в Москве был основан первый российский университет. Уже в подростковом возрасте она серьёзно занималась живописью, благодаря наставлениям своего отца, портретиста Луи Виже. Хотя в то время в Европе очень немногие женщины становились признанными профессиональными художницами, однако, она удостоилась такой чести в свои 19 лет, когда выставила свои работы на Академическом салоне и была принята в члены французской Академии.

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, Автопортрет в соломенной шляпке, 1782
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, Автопортрет в соломенной шляпке, 1782

Ее происхождение и брак с художником и арт-дилером Жан-Батистом Лебрёном, состоявшийся в 1776 году, помогли Элизабет обзавестись влиятельным кругом покровителей. Одним из них была сама королева — Мария-Антуанетта, супруга короля Людовика XVI. Свой первый портрет царственной особы она написала в 23 года, а далее последовало ещё не менее 30 портретов последней королевы Франции.

Фактически, именно благодаря давлению короля и королевы Элизабет удалось поступить в Королевскую академию живописи и скульптуры в 1783 году. В то время здесь для художниц было доступно всего четыре места в год, и только 15 женщин получили полноправное членство в академии в период с 1648 по 1793 год.

Факт этот, конечно, любопытный, но куда интереснее другое — шок, который вызвал её автопортрет с дочерью Жюли в 1789 году. Причиной тому стало, вы не поверите, улыбки на лицах Элизабет и её дочери.

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, Автопортрет с дочерью Жюли, 1789
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, Автопортрет с дочерью Жюли, 1789

В то время было принято писать портреты с закрытыми ртами, но Виже-Лебрён изобразила себя и 9-летнюю дочь с открытыми ртами, обнажив зубы.

Свидетельство этого мы находим и ранее. Так в рецензии на другой портрет матери и дочери, написанный Виже-Лебрён в 1879 году, пишется: «Впечатление, которое художники, любители искусства и люди с хорошим чувством вкуса единодушно разделяют и осуждают, и которое не имеет прецедента в мире, это зубы, которые показывает [мадам Виже Лебрен] в момент улыбки».

Это был не первый раз, когда картины Виже-Лебрён шокировала публику.

Написанный художницей в 1783 году портрет Марии-Антуанетты в платье-сорочке вызвал возмущение из-за того, что она изобразила королеву в домашнем виде: в свободном платье, которое очень сильно отличалось от официального одеяния монарха. Портрет был быстро убран из салона, и Виже-Лебрён был написано новое полотно, на котором королева изображена в привычном наряде — в шелковом платье.

Бежав из страны после Великой французской революции, где её считали другом королевской семьи, а значит врагом, художница много путешествовала по Европе, побывав и в России. У нас она также писала портреты членов царской семьи и влиятельных персон — Меньшиковых, Голициных, Шуваловых, Кутузовых, Строгановых, Борятинских.

Однажды, она вынуждена была добавить рукава в портрете царской семьи, так как Екатерина Великая была недовольна обнажёнными руками своих внучек. Императрица, будучи cторонницей «романтического классицизма на римский манер» и искушённым знатоком искусства, не очень была довольна её работой. В своём письме барону Гримму она написала, что художница изобразила её внучек в «обезьяних позах».

Виже-Лебрен обладала огромной работоспособностью. По её собственным словам, она «написала шестьсот шестьдесят два портрета и около двухсот пейзажей». Её популярности способствовало то, что любую свою модель умела сделать красивой и по последней моде.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку