Композитор, пианист, дирижёр, патриот, автолюбитель: Рахманинову – 150

Композитор, пианист, дирижёр, патриот, автолюбитель: Рахманинову – 150

В эти выходные по всему миру звучит музыка Сергея Рахманинова. Мы отмечаем 150-летие со дня рождения музыканта, который проявил себя в нескольких амплуа – композитора, пианиста, дирижёра, патриота и… автолюбителя.

Сергей Васильевич Рахманинов на фотоснимке 1921 года
Сергей Васильевич Рахманинов на фотоснимке 1921 года

Рахманинов-пианист

Сергей Рахманинов родился и рос в дворянской семье, в которой музыка имела особое значение. Дед композитора учился у пианиста Джона Фильда, писал романсы, музыкой увлекались родители Сережи – свои первые уроки он получил от матери Любови Петровны.

В возрасте 9 лет мальчика определили на обучение в Санкт-Петербургскую консерваторию на младшее отделение, но учеба не задалась – юный ученик прогуливал уроки. Тогда мальчика было решено отдать на обучение Николаю Сергеевичу Звереву – профессору  Московской консерватории, который держал частный пансион и воспитывал своих учеников в строгости. Одновременно с поступлением к Звереву Рахманинова зачислили на младшее отделение Московской консерватории.

Сергей Рахманинов среди учеников Николая Зверева (стоит сразу за плечом учителя), 1888 год. Фото – senar.ru.
Сергей Рахманинов среди учеников Николая Зверева (стоит сразу за плечом учителя), 1888 год. Фото – senar.ru.

Рахманинов учился у Зверева четыре года, здесь был представлен Петру Ильичу Чайковскому и написал свои первые юношеские сочинения. Вскоре между учителем и учеником произошла размолвка, и пути их разошлись. Подающий большие надежды молодой пианист продолжил обучение в классе двоюродного брата Александра Зилоти и в 1891 году окончил Московскую консерваторию как пианист. К этому времени за ним уже закрепилась слава талантливого исполнителя и виртуоза.

Руки Сергея Рахманинова в 1940-х. Пианист имел большие руки с удивительно длинными пальцами, что позволяло ему с легкостью брать широкие аккорды и извлекать из рояля мощный звук, фактически не прилагая усилий. До конца жизни его руки выглядели удивительно молодо – белая нежная кожа, здоровые подвижные суставы и аккуратные вены. Фото – senar.ru.
Руки Сергея Рахманинова в 1940-х. Пианист имел большие руки с удивительно длинными пальцами, что позволяло ему с легкостью брать широкие аккорды и извлекать из рояля мощный звук, фактически не прилагая усилий. До конца жизни его руки выглядели удивительно молодо – белая нежная кожа, здоровые подвижные суставы и аккуратные вены. Фото – senar.ru.

Рахманинов-композитор

Произведениями, принесшими Рахманинову-пианисту признание и успех, стали Первый фортепианный концерт и Прелюдия до-диез минор собственного сочинения. Игра на фортепиано и композиция шли для него рука об руку. Параллельно с обучением на фортепианном отделении Московской консерватории Рахманинов занимался композицией, осваивая ее под руководством Сергея Танеева и Антона Аренского. Завершив курс композиции в 1892 году с блестящей дипломной работой – одноактной оперой «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» — и получив за нее от Чайковского пятерку с четырьмя плюсами, Рахманинов стал обладателем большой золотой медали.

Каватина Алеко в исполнении Дмитрия Хворостовского

Быстрый успех вскоре омрачился провалом Первой симфонии. Неудачное исполнение, разгромные рецензии  Цезаря Кюи и Николая Римского-Корсакова стали страшным ударом для молодого композитора и на три года ввергли его в тяжелую депрессию. Выходом из нее ознаменовалось созданием подлинного шедевра мировой музыки – Второго фортепианного концерта. Его создание стало вступлением Рахманинова в новый зрелый этап творчества, итогом поиска и нахождения собственного пути в музыке и жизни.

Второй концерт для фортепиано с оркестром в исполнении лауреата I премии Международного конкурса имени Рахманинова Ивана Бессонов.

Рахманинов-дирижёр

Дебют Сергея Рахманинова за дирижёрским пультом был тесно связан с его композиторским творчеством. Впервые он продирижировал своей оперой «Алеко» в Киеве, он вскоре получил приглашение стать вторым дирижёром в Московской русской частной опере Саввы Мамонтова и проработал там год. Здесь он познакомился и сдружился с Федором Шаляпиным, но покинул театр в стремлении отдавать больше времени сочинению.

После выхода из кризиса в 1901 году Рахманинов был приглашен дирижёром уже в Большой театр. За два сезона, проведенных в театре, он продирижировал практически всеми спектаклями из репертуара. Одновременно выступал как дирижер на концертах Кружка любителей музыки в Москве, прочно закрепив за собой славу талантливого дирижера.

Карьера Сергея Рахманинова в качестве дирижера была весьма эпизодической, но яркой. Музыкант за дирижерским пультом в 1940-х годах.
Карьера Сергея Рахманинова в качестве дирижера была весьма эпизодической, но яркой. Музыкант за дирижерским пультом в 1940-х годах.

Рахманинов-патриот

В конце 1917 года Рахманинов с супругой Натальей Александровной и дочерями Ириной и Татьяной выехал на гастроли в Стокгольме. Вынужденная эмиграция наложила отпечаток на всю жизнь музыканта – первые 10 лет после отъезда он не написал ни одного произведения, а далее создал всего 6 опусов.

Тяжелые бытовые условия первых лет жизни за границей – Рахманиновы покинули Россию практически без средств, оставив все имущество – вынудили музыканта полностью сосредоточиться на пианистической карьере. Рахманинов-пианист давал по несколько десятков концертов в год. Гастроли по США (здесь Рахманиновы поселились с 1918 года) и Европе прославили Рахманинова именно как пианиста и дирижера. Огромные гонорары вскоре позволили забыть о лишениях и нужде, но не заглушали тоски по Родине. План роскошной виллы «Сенар» в Швейцарии повторял планировку усадьбы Ивановка в Тамбовской губернии – родового гнезда супруги Натальи, места силы композитора и сосредоточения самых светлых воспоминаний о жизни в России.

Рахманинов критично относился к власти Советов, но нападение на родную землю фашистских войск не оставило его в стороне от беды. Сбор от нескольких благотворительных концертов Рахманинов анонимно отправил в Фонд Красной армии и активно призывал соотечественников за рубежом последовать его примеру.

Рахманинов-автолюбитель

Особую страсть Сергей Рахманинов питал к автомобилям. Первым авто в его жизни стала «Лорелея» — роскошный фаэтон красного цвета, подаренный супругой и дочерями в 1912 году.  Музыкант обожал всяческие технические новинки (например, был в восторге от пылесоса) и быстро развивался в своей страсти к автомашинам. Маломощная «Лорелея» мощностью 28 лошадиных сил вскоре перестала удовлетворять его жажду быстрой езды, и композитор приобрел «Мерседес».

Сергей Рахманинов за рулем «Лорелеи», 1912 год, Ивановка.
Сергей Рахманинов за рулем «Лорелеи», 1912 год, Ивановка.

Страсть к авто не угасла и после эмиграции. В его собственном автопарке был «Каделлак», «Линкольн» и «Паккард». У Рахманинова был личный шофер, но музыкант всегда садился за руль сам и с ребяческим удовольствием катал семью и друзей, приводя их в ужас своим лихачеством, приправленным легкой близорукостью и строптивым нежеланием хотя бы за рулем носить очки.

Романс «Сирень» на стихи Е. Бекетовой в исполнении Елены Образцовой.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку