12 марта 1613 года родился Андре Ленотр, прослуживший у французского короля Людовика XIV в качестве садовника 45 лет. Из-под его мастерских рук вышли выдающиеся шедевры: 14 парков Франции и других стран Европы, и тем самым была заложена основа искусства паркового ландшафтного садового искусства.
Создателем паркового ансамбля Версаля был потомственный королевский садовник, который, благодаря своей любви к прекрасному и возвышенному, реализовал свою земную мечту, став «королем садовников» и счастливым человеком. Он собрал воедино все древние и средневековые знания по организации парков и садовых территорий. Не только о жизни растений, почвы, климата, но и чисто инженерных механизмов, использовавшихся с незапамятных времён, например, древними шумерами в так называемых садах Семирамиды.
Если Вы посмотрите на созданные Ленотром парки с высоты птичьего полета, то будете поражены совершенством геометрических линий и тем, как искусно садовник использует природные воды и леса.В 1675 году создатель «французских садов» получил титул и до конца жизни пользовался не только благосклонностью короля, но и его дружбой, что было крайне редко. Взамен Ленотр завещал ему часть своих коллекций в 1693 году.
Ле Нотр превратил профессию садовника в высокое служение, а своё ремесло — в высокое искусство, Он стал собеседником королей и принцев по всей Европе и собрал огромную коллекцию произведений искусства.
В редких учебных заведениях изучается история ландшафтного искусства, хотя, к моему удивлению, только в Москве зарегистрировано более тысячи профессиональных бюро, которые за деньги готовы облагородить земельный надел и превратить его в маленький Версаль. При этом искусство ландшафтной архитектуры — это огромный раздел современного искусства и культуры в целом, которое мы не замечаем.
Москва изобилует прекраснейшими скверами, парками, уютными бульварами и даже просто зелеными уголками, как, например, в районе Предтеченских переулков, где человек может душой и телом отдохнуть, насладиться прекрасной атмосферой, которая чудом сохранилась в старой Москве.
В Петербурге существует понятие романтических парков, например, в Павловске. Академик Лихачев — подвижник русской традиционной культуры и духовности, посвятил очерк жизни петербургских романтических парков осенью.
Москва — несчастный город. За последние 100 лет на неё обрушивалась длань властей с их неуёмной страстью налагать на город очередной генеральный план. Генпланы не оставляли места в городе для зеленых оазисов и мест, где житель города может тихо посидеть на лавочке и полюбоваться растительностью и лужайками. Таких мест было чрезвычайно мало, все они рано или поздно превращались в скверики, в центре которых памятник одиозному фигуранту бурной общественной жизни.
Я сам вырос на сквере Алексея Толстого, который был великолепно озелененным регулярным сквером. Но уже в моем детстве его покрыли камнем и асфальтом, а в центре зеленого пространства водрузили памятник советскому классику — «красному графу» Алексею Толстому, автору «Хождения по мукам» и «Аэлиты».
Регулярные парки были и в Москве, например, Кузьминки, Измайлово, Останкино, Краснопресненский парк. Их судьба висит на волоске, потому что костлявая рука городской бизнес-застройки протянула свои щупальца в сторону этих некогда уютных городских оазисов, дававших жителям надежду и мечту о спокойной и комфортабельной городской жизни. Мегаполисы — это объективное отражение цивилизации XXI века.
Человечество так устроено, что оно имеет понятие о прекрасном, добром, счастливом на протяжении всего существования земной цивилизации, но формы прекрасного менялись.В 1991 году КПСС почила в Бозе, разрешив нам верить во что-то свое, кроме как в нее, любимую.
Каждый человек сегодня живет ради собственных смыслов. Кто-то — ради родителей, кто-то — ради любимой кошки, кто-то — ради любимой жены, кто-то — ради КПСС.
Авторы городского ландшафта — светочи эпохи Просвещения, чтятся нами потому, что парки, скверы и красота городских ландшафтов не покинет нас и сегодня. Едва выходной или праздник — москвичи целыми семьями идут гулять в парк.
Согласно законам Моисея, евреи — избранный народ, будут счастливы, если исполнят заповедь и найдут способ быть счастливыми в своем земном пути до встречи с горним миром. Не будучи евреем, но верующим человеком, я исповедую те же принципы.
Ландшафтный дизайн — удивительное явление в жизни любого человека, дающее ему радость бытия.