Козловский XX века: настоящий кумир миллионов

Козловский XX века: настоящий кумир миллионов

24 марта 1900 года родился великий советский тенор, «русский соловей» Иван Козловский (1900 – 1993). Его можно бы было назвать первым тенором СССР, но история распорядилась иначе. В Большом театре тогда царствовали двое. О жизни и творчестве Ивана Козловского, его взаимоотношениях с Сергеем Лемешевым (1902 – 1977) и легендарных козловитянах и лемешистах – в этой статье.

Великий певец

Иван Козловский появился на свет в Киевской губернии, которая регулярно снабжала страну первоклассными певцами. Начав музыкальный путь в 7 лет в монастырском хоре в Киеве, он отучился в Высшем музыкально-драматическом институте им. Лысенко. В годы службы в Красной Армии Козловский впервые вышел на сцену как оперный певец, дебютировав в партии Фауста в постановке Полтавского передвижного театра.

Иван Козловский
Иван Козловский

Его путь в Большой театр, куда он был принят в возрасте 26 лет, лежал через труппы театров Харькова и Свердловска. А дебют на главной оперной сцене страны в партии Альфреда в «Тривиате» стал началом эпохи Козловского. Практически все ведущие теноровые партии были переданы ему. Он отдал Большому театру 28 лет, создав практически канонические образы Ленского, Лоэнгрина, Герцога, Альфреда… Но наиболее удачно у него выходили характерные персонажи.

Среди большого списка великолепно исполненных ролей есть в творческой биографии И.С. Козловского и подлинный шедевр — образ Юродивого в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Создание классического образа в оперном театре явление очень редкое.

Борис Покровский о творчестве Ивана Козловского

Козловский выступал как концертный исполнитель с романсами, зарубежной классикой и украинскими песнями. Пел эстраду и джазовые композиции в сопровождении Государственного джаз-оркестра СССР. В 1938 году Козловский создал Государственный ансамбль оперы СССР, как режиссер поставил оперы Глюка, Массне, Леонковалло, Римского-Корсакова.

Великий соперник

Большой театр СССР в 1930-50-е годы стал своеобразным местом противостояния двух лирических теноров – Ивана Козловского и Сергея Лемешева. У них был сходный репертуар, что давало богатую пищу для домыслов о том, что они соперники. Оба исполняли Ленского в «Евгении Онегине», герцога в «Риголетто», Индийского гостя в «Садко», Фауста в опере Гуно…

Сергей Лемешев
Сергей Лемешев

На самом деле исполнители никогда не вступали в конфронтацию, уважительно относились друг к другу и развивали каждый свой талант. Если Козловскому были более по душе характерные роли, то Лемешев раскрывался в лирических образах.

Слушая почти все спектакли Ивана Семеновича, я стал разбираться в особенностях его вокального аппарата, техники и интерпретации. Иногда, впрочем, мысленно вступал с ним в спор, что-то не принимал. Но всегда восхищался.

Сергей Лемешев

Козловитянки и лемешистки

Истинная война развернулась между армиями их поклонников (точнее поклонниц). По воспоминаниям современников, экзальтированные барышни караулили исполнителей около театра, бежали за машиной до дома, мечтая увидеть объект своих обожаний и, возможно, упасть в обморок от избытка чувств.

Хотя не всегда это поклонение выражалось в столь возвышенных тонах. Козловитянки и лемешистки (так называли фан-группы теноров) не чурались освистывать чужого кумира на спектаклях, отравляли жизнь супругам артистов и даже прибегали к грубой физической силе в отношении друг друга. Советская милиция однажды задержала большую группу девушек, которые в процессе выяснения первенства своих кумиров пошли в бой «стенка на стенку»…

Поклонниц снимали пожарные с водосточных труб, когда они пытались попасть в квартиру к певцам. После спектаклей фанатки осаждали гримерки теноров с громадными букетами цветов. За возможность постоять в галошах кумира девушки отдавали гардеробщикам Большого по 200 рублей (!).  Современные фан-группы популярных артистов, очевидно, даже не представляют того накала страстей, что творился вокруг Козловского и Лемешева.

Два тенора выступили дуэтом лишь однажды – в 1948 году на 50-летии МХАТа. Они исполнили арию Ленского с переделанным текстом, обратившись к Ольге Книппер-Чеховой и пообещав всегда ходить «туда, где вечно будет цвести благоухающий Вишневый сад».

Одним из главных козловитян СССР был сам Иосиф Сталин. Признание таланта со стороны вождя народов доставляло исполнителю много проблем. Его нередко выдергивали ночью из постели и везли в Кремль для концертного выступления. Иван Семенович всерьез опасался, что такие незапланированные выступления без распевки могут стоить ему голоса. По одной из баек, он однажды высказал это Сталину. В ответ генеральный секретарь подключил Лаврентия Берия… Вместе они спели для Козловского «Сулико» на два голоса.

Иван Козловский прожил долгую жизнь, охватив практически весь XX век. Он продолжал выступать на сцене до 87 лет.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку