Крейцер ни разу не сыграл «Крейцерову» сонату Бетховена

Крейцер ни разу не сыграл «Крейцерову» сонату Бетховена

Знаменитая девятая скрипичная соната Бетховена – один из парадоксов музыки. Она посвящена музыканту, который ни разу ее не исполнил.

Титульный лист первого издания Сонаты №9 для скрипки с оркестром с посвящением Р. Крейцеру (1805)
Титульный лист первого издания Сонаты №9 для скрипки с оркестром с посвящением Р. Крейцеру (1805)

Соната для скрипки и фортепиано ор.47 Людвига ван Бетховена всемирно известна под названием «Крейцерова». Имя ей подарил известный французский композитор, скрипач и дирижёр Родольф Крейцер. Виртуоз при дворе Наполеона I и Людовика XVIII, профессор Парижской консерватории, один из основателей классической школы игры на скрипке, один из первых виртуозов своего времени, Крейцер не играл сонату Бетховена. Последний написал ее совсем для другого исполнителя.

Бетховен работал над новой скрипичной сонатой примерно с 1802 года, а в 1803 на приеме у князя Лихновского композитор познакомился со скрипачом Джорджом Полгрином Бриджтауэром. Мулат по происхождению (его темнокожий отец служил графу Эстерхази, а мать была полькой или австрийкой), Бриджтауэр был вундеркиндом и с 10-летнего возраста блистал как виртуоз-скрипач по всей Европе.

Джордж Полгрин Бриджтауэр (1778-1860)
Джордж Полгрин Бриджтауэр (1778-1860)

Знакомство с Бриджтауэром стало толчком закончить сонату – композитор дал согласие выступить в концерте со скрипачом как пианист, но условился на премьеру «новой пьесы». Поспешность была ошеломительной: в день назначенного концерта Бетховен послал за переписчиком нот, который так и не успел до конца переписать партию скрипки. В итоге на премьере 24 мая 1803 года Бриджтуаэр играл частично по переписанной партии, местами по черновикам Бетховена, а где-то – заглядывая за плечо пианиста. Им выступил автор – никто, кроме Бетховена, не смог бы сыграть только законченную сонату по вороху черновиков и набросков.

Дружба двух музыкантов воплотилась в этой музыке с невероятной выпуклостью. Бетховен перешел границу скрипичной сонаты как камерного жанра для домашнего музицирования. Трехчастное произведение стало своего рода концертом, состязанием двух титанов – фортепиано и скрипки, которые то вторили друг другу, то боролись в яростной виртуозной схватке.

Увы, но дружба Бетховена и Бриджтауэра очень скоро дала трещину. Истинные причины не известны, по воспоминания скрипача поводом для размолвки стал инцидент с девушкой. Бетховен, ранее начертавший на титуле сонаты посвящение Бриджтауэру, при публикации снял его и посвятил сонату Родольфу Крейцеру.

Родольф Крейцер (1766-1831)
Родольф Крейцер (1766-1831)

Крейцер — хороший, милый человек, доставивший мне много удовольствия во время его пребывания в Вене. Его естественность и отсутствие претензий мне милее, чем лишенный внутреннего содержания внешний лоск большинства виртуозов.

Бетховен о Крейцере

Родольф Крейцер, также по свидетельствам современников, познакомившись с сонатой, отказался ее исполнять и сослался не неудобство скрипичной партии. Так соната, посвящённая первому виртуозу Европы, осталась им же и не признанной.

Всемирную известность «Крейцеровой» сонате принесла одноименная повесть Л.Н. Толстого. Идею взять именно это музыкальное произведение как наиболее значительное из всего мирового репертуара для скрипки и фортепиано писателю высказал директор Московской консерватории Николай Рубинштейн.

«Крейцерова» соната Бетховена в исполнении Анны-Софии Муттер и Ламберта Оркиса

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку