Руководитель Счётной палаты России Алексей Кудрин заявил, что уровень жизни в современной России стал на 20% лучше, чем был в СССР. Более того, уважаемый эксперт счёл это доказательством правильно выбранного пути отхода от прежней системы в сторону рыночной экономики. «Россия, несомненно, стала нормальной рыночной экономикой», — заключил он.
Прежде всего, Алексей Кудрин забыл пояснить, о какой части общества он говорит. Я полагаю, что часть россиян может с этим согласиться. Для большинства же россиян переход на новую модель экономики, увы, стал сменой шила на мыло, если не ухудшением качества жизни.
СССР был страной провозглашённого, но не реального равенства. Если речь идёт о номенклатуре (партийцах и органах безопасности), сформировавшей в социалистическом государстве «новый класс собственников и эксплуататоров» (Милован Джилас), то она в основном смогла сохранить и укрепить свои позиции, превратившись в олигархов, высших чиновников и инвесторов. Так сказать, получила возможность оформить всё то, что фактически принадлежало ей.
Обсуждаемой когда-то инициаторами рыночного перехода люстрации не произошло. Теперь эти люди и их потомки смогли открыть свои сказочные богатства, наслаждаться жизнью и покупать недвижимое и движимое имущество за рубежом, а не быть пленниками идеологии «народовластия». Для партноменклатуры Россия, действительно, стала нормальной капиталистической, рыночной экономикой, позволившей легализовать капитал.
Но судя по тому, что были упомянуты учителя и врачи, Алексей Кудрин, вероятно, говорил о широких массах трудящихся, для которых переход на рыночную экономику принёс 20% прирост уровня жизни. С этим многие трудящиеся не согласятся.
Во-первых, основной трудящийся класс (многострадальные высококвалифицированные специалисты) оказался не у дел. Традиционные профессии перестали кормить своих представителей. Офицеры, учёные, инженеры стали нищими. В 1990е годы их нередко можно было найти среди продавцов на рынке, строителей и шофёров, реже — бизнесменов. Лишь часть из них сумела найти себе тёплые места у олигархов, при бизнесе или при власти и устроиться в экономике нового типа, войти в нынешний худой средний класс.
Во-вторых, основная масса людей потеряла социальное обеспечение. По сравнению с СССР, при тех же или больших налогах люди лишились льгот и возможностей, таких как социальное жильё, бесплатное образование, производственные санатории и прочее. Существенно снизилась помощь для многодетных семей.
Да, действительно, и тут Алексей Кудрин прав, россияне больше не сталкиваются с пустыми прилавками и очередями за продуктами питания (отсутствие контроля и снижение качества еды — другой вопрос). Они могут беспрепятственно ездить за границу, если позволит кошелёк.
С рыночными реформами на место командно-административного регулирования пришёл денежный ценз: нет запретов, есть отсутствие возможностей.
В советское время партноменклатура покупала югославские паспорта за $10 тысяч и спокойно колесила по миру. Открытие границ — это, пожалуй, единственное безусловное благо, которое получили россияне среднего достатка и наслаждались им… до пандемии коронавируса.
Уровень жизни — это вполне конкретные параметры, разработанные ООН. Помимо потребления продовольствия и возможностей отдыха к нему относятся и система социального обеспечения, и права и свободы, и доступ к культуре, и жилищные условия, и условия труда, и многое другое, что явно не стало на 20% лучше, чем при СССР.
Но я вообще против того, чтобы при оценке уровня жизни россиян сравнивать его с советским, ущербным временем. Лучше помнить о том, что Россия — богатейшая по ресурсам страна мира, не входит и в первую двадцатку по этому показателю. В эпоху СССР у нас была вторая экономика мира, и тоже отличалась беднейшим обобранным населением, находящимся в крепостной зависимости от партноменклатуры.
В Российской империи было жить тоже нелегко, но в результате деятельности советской власти россияне лишились своей земли и семейных капиталов. В этом мы отличаемся от европейских и многих других стран, например. И процесс изъятия продолжается через отъём неприватизированных квартир и земельных участков, через юридические процедуры новой России.
Типичная история коллективизации — дети уезжают на заработки в города, где получают клетушку от государства и от скудной зарплаты выплачивают родителям деньги на налог от приусадебного участка. Родители умирают — земля в СССР, а зачастую и сегодня отходит государству, а не наследникам.
Да, съездили в Турцию и Египет. А сколько россияне смогли накопить для своих потомков после 70 лет советской власти и 30 лет демократии? 64% россиян не имеют накоплений вообще, им предстоит жить на российскую пенсию. Зато 53% должны триллионы финансовым организациям.
Вот вам и «нормальная рыночная экономика». Вот вам и 20% рост доходов населения. Променяли шило на мыло, и остались в крепостной зависимости. Шило не лучше мыла, Алексей Кудрин.