27 июля — день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихотворение «Смерть поэта» мы учили в школе, и фразу «Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать» мы помним всю свою жизнь.
Знаменитые же 15 строк лермонтовской «Элегии» делают нашу жизнь жизнью:
«О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли»
Всё, что написал этот выдающийся человек за свою короткую жизнь, было пророческим. Как могло получиться, что почти одновременно уходящий пророк (Пушкин) передал факел в руки другого, кончившего свои земные дни практически одинаково? Мартынов и Дантес служили в одном полку и, скорее всего, дружили.
Михаил Лермонтов вошёл в русскую поэзию с триумфальной лестницы, даже с маршевой анфилады дворца. Если до «Смерти поэта» его никто не знал, то это стихотворение, распространенное другом С. Раевским, сделало начинающего поэта равным Пушкину.
Александр Сергеевич был дуэлянтом, и дуэлей в его жизни было несколько десятков, хотя они были запрещены и карались законом. Был, однако, момент, когда поэт вызвал на дуэль Соллогуба, и последний сказал: «Я никогда не буду стреляться с величайшим поэтом России». Пушкин подошел к нему, крепко обнял и расцеловал. Убийце Дантесу, как правильно отмечал Лермонтов, было не до пощады русской славы.
Дуэль Лермонтова и Мартынова — одна из самых загадочных в первой половине XIX века. Это было откровенное убийство. Пуля вошла в тело Лермонтова под углом 40 градусов. Скорее всего, в него стреляли из-за угла. Кроме того, поэт стрелял в воздух, в то время как Мартынов стрелял в свою жертву.
Место Лермонтова в русской поэзии отражается в известном письме графа Бенкендорфа императору. Оно начинается словами, что «дерзкое стихотворение гусарского офицера Лермантова» говорит о том, что его нужно подвергнуть политическому расследованию. Это было сделано, и начальник Третьего отделения попытался объявить 22-летнего поэта безумным по примеру Чаадаева. К нему так же присылали врачей и обследовали на предмет психического здоровья.
В результате, Лермонтов был сослан на Кавказ, и вокруг него была создана атмосфера нетерпимости. Как это часто происходит в России, после спускания сверху указания ату его, ату, произошла травля. Одновременно он сблизился с декабристами, подружился с Александром Одоевским, и слава его упрочилась.
Традиция поминальных стихотворений не была начата Лермонтовым. Такие стихи писали Жуковский, Пушкин на смерть поэтов и выдающихся писателей. Но это было больше, чем поэтический некролог — это было обвинение конкретным людям, которых общество мгновенно идентифицировало.
На «Смерть поэта» был наложен арест. За его чтение в либеральном кружке молодой Достоевский едва не лишился жизни, и отправился на каторгу.
Чудовищная история с пророками в России отражает духовную историю всей нации. Чего стоят три самоубийства трёх выдающихся поэтов уже в советское время — Цветаевой, Маяковского и Есенина!
Одновременно мне в день кончины М.Ю. Лермонтова приходит на ум другая ошеломляющая мысль: двумя пророками России были также и два врача: Чехов и Булгаков. Оба своим творчеством указывали духовный путь страны и на то, как Россия, несмотря на все потрясения, горячо любима своими сыновьями и дочерями. Это родина, без которой её народ не может существовать, но не может существовать и страна без народа.
Когда досужие исследователи с натугой пытаются ответить на вопрос, что является особым элементом в духовности России, хочется ответить словами из Лермонтова.
Наши пророки убедительно доказывали, что поэзия и литература отражают не экономические параметры и статистические данные успехов государства, а состояние духа народа и его упование на Божественное начало.