Лицо с обложки: композиторы на титуле журнала Time

Лицо с обложки: композиторы на титуле журнала Time

Журнал Time в 2023 году отмечает 100-летие. Визитной карточкой издания стала обложка с портретом личности. Персону, достойную занять главную полосу журнала, всегда выбирала редакция – по вкладу в развитие истории в текущий отрезок времени. В ряду разнообразных деятелей со всего мира  на обложках Time в разные годы отметились и композиторы.

Фриц Крейслер, Джордж Гершвин и Пьетро Масканьи на обложке журнала 1920-х годов.
Фриц Крейслер, Джордж Гершвин и Пьетро Масканьи на обложке журнала 1920-х годов.

В ХХ веке Time выходил с портретами Джорджа Гершвина и Пьетро Масканьи, Яна Сибелиуса и Бенджамина Бриттена, дважды чести удостоился Рихард Штраус. Интересно, что в ряду современных музыкальных творцов в 1968 году оказался Иоганн Себастьян Бах.

Герои номера – Рихард Штраус, Ян Сибелиус и Бенджамин Бриттен (1920-1940-е годы).
Герои номера – Рихард Штраус, Ян Сибелиус и Бенджамин Бриттен (1920-1940-е годы).

Трижды главными героями журнала становились русские композиторы – Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Все они удостоились этой чести в 1940-е годы – каждый за особые заслуги перед человечеством.

Дмитрий Шостакович – 1942

Журнал Time с изображением Дмитрия Шостаковича в пожарной каске на фоне горящих руин города вышел в свет 20 июля 1942 года. Тремя неделями ранее – 29 июня 1942 года – в Лондоне впервые прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония композитора. Свидетелями исполнения стали более пяти тысяч слушателей в Альберт-Холле.

Дмитрий Шостакович на обложке Time, 1942 год
Дмитрий Шостакович на обложке Time, 1942 год

Шостакович создавал симфонию в осажденном Ленинграде. Композитор работал в консерватории, а в свободное время заступал на дежурство бойцом добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Консерватории – сбрасывал с крыши здания консерватории зажигательные снаряды. Первые три части симфонии были созданы им во время дежурств. В партитуре он ставил заметки «в.н.» — «воздушный налет» — отмечая моменты, когда вынужденно отрывался от сочинения и приступал к своим обязанностям пожарного.

Изображение композитора на фоне полыхающего города выполнил художник Владимир Арцыбашев.

Дмитрий Шостакович рассказывает о Седьмой симфонии и исполняет отрывок из первой части

Сергей Прокофьев – 1945

Журнал с изображением Сергея Прокофьева вышел в свет 19 ноября 1945 года. Поводом для публикации стало исполнение в Бостоне в ноябре Пятой симфонии композитора. Time назвал это произведение «величайшим музыкальным событием со времен Брамса и Чайковского».

Сергей Прокофьев на обложке Time, 1945 год
Сергей Прокофьев на обложке Time, 1945 год

Пятую симфонию Сергей Прокофьев создал в 1944 году. Сам автор называл ее «симфонией величия человеческого духа». Развернутое симфоническое полотно продолжает традиции героико-эпических произведений русских композиторов и поражает своей монументальностью и драматизмом.

«В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем, там — время и история, война, патриотизм, победа…».

Святослав Рихтер

В СССР Пятая симфония, несущая ожидание скорой победы, впервые прозвучала за несколько месяцев до окончания Великой Отечественной войны – в январе 1945 года в Москве. За дирижерским пультом оркестра в этот вечер был сам Прокофьев – в последний раз в своей дирижерской практике.

Иллюстратором, изобразившим портрет композитора, был художник из Нью-Йорка Эрнест Бейкер.

Пятой симфонией Сергея Прокофьева дирижирует Геннадий Рождественский

Игорь Стравинский – 1948

Портрет Игоря Стравинского, вышедшего на обложке Time 26 июля 1948 года, создал Борис Шаляпин – сын оперного певца Фёдора Шаляпина. Он был постоянным иллюстратором Times более трех десятилетий.

Игорь Стравинский на обложке Time, 1948 год
Игорь Стравинский на обложке Time, 1948 год

Поводом, как на странно, стало обращение к балету «Весна священная». Спустя 35 лет после скандальной премьеры на Елисейских полях балет получил признание – рецензия в Time признала его «одним из главных новаторских произведений ХХ века».

Фрагмент балета «Весна священная»

Интересно, что в списке 100 наиболее влиятельных людей ХХ века, составленных Time в 1998 году, нашлось место только одному композитору – им был именно Игорь Стравинский.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку