Лунная соната Бетховена: свидетель несчастной любви или крик отчаянья?

Лунная соната Бетховена: свидетель несчастной любви или крик отчаянья?

Знаменитое произведение принято считать письмом любви Бетховена к Джульетте Гвиччарди. Но факты говорят о совершенно ином содержании этой сонаты.

Джульетта Гвиччарди, в замужестве Галленберг (1784-1856)
Джульетта Гвиччарди, в замужестве Галленберг (1784-1856)

Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым.

Бетховен в письме к Францу Вегелеру, 1801

Кем была «милая чудесная девушка», очаровавшая Бетховена? Большинство исследователей склоняются к выводу, что это Джульетта Гвиччарди, графиня. В возрасте 17 лет девушка, рожденная и выросшая в Галиции, переехала в центре Европы Вену к родственникам. Как ее кузины, она стала брать уроки музыки у молодого пианиста и композитора Людвига ван Бетховена.

В 1801 году Бетховен написал Четырнадцатую сонату, ор. 27 №2, которая была опубликована спустя год с посвящением Джульетте Гвиччарди. Созданная в стиле quasi una fantasia («в духе фантазии») эта соната нарушала канонический сонатный цикл с его чередованием быстрых и медленных частей. Лунная соната открывалась медленной частью, а после легкого невесомого интермеццо взрывалась бурным финалом.

Л. ван Бетховен. Соната №14. Исполняет Николай Луганский. Запись 2004 года.

История с Джульеттой Гвиччарди напоминает запутанный детектив, развитие которого было невероятно стремительным и столь же драматичным, как финал Четырнадцатой сонаты. Растворившись в чувстве к возлюбленной в 1801 году, Бетховен получает тяжелый удар уже в следующем году. Гвиччарди предпочитает талантливого, но бедного Бетховена более состоятельному графу, но посредственному композитору Венцелю Роберту Галленбергу.

1802 год стал для Бетховена точкой невозврата. 6 октября композитор, уединившись в селении Гейлигенштадт под Веной, написал завещание. В нем он обратился к своим братьям Карлу и Иоганну с просьбой прочитать и исполнить его после своей смерти.

По названию селения этот документ называют Гейлигенштадтским завещанием. Сейчас оно хранится в Государственной библиотеке Гамбурга.
По названию селения этот документ называют Гейлигенштадтским завещанием. Сейчас оно хранится в Государственной библиотеке Гамбурга.

Прочитав завещание Бетховена, у нас нет ни единого повода думать, что душевный кризис Бетховена был связан с предательством Джульетты Гвиччарди. Причиной мыслей о смерти и готовности покинуть мир был страшный недуг музыканта – глухота, прогрессирование которой к 1802 году стало доставлять Бетховену уже заметные сложности:

Обладая от природы пылким и живым темпераментом и даже питая склонность к светским развлечениям, я вынужден был рано уединиться и вести одинокую жизнь. Если же иногда я решался пренебречь всем этим — о, как жестоко загонял меня назад мой ослабевший слух, заставляя скорбеть с удвоенной силой. И я все-таки не мог сказать людям: «говорите громче, кричите, ведь я глух», — ах, разве мыслимо мне было признаться в слабости того чувства, которым я должен был обладать в большем совершенстве, чем кто-либо другой, в чувстве, которым я некогда обладал в наивысшей степени совершенства, такого совершенства, каким, я уверен, наделены или были наделены лишь немногие люди моей профессии. О нет, это выше моих сил, и потому простите меня, если я отдаляюсь от вас, когда мне хотелось бы побыть в вашем кругу.

Из Гейлигенштадтского завещания

Четырнадцатая соната Бетховена была загадкой с момента своего создания. Ее название – «Лунная» — не принадежит Бетховену. Оно с легкой руки поэта Людвига Рельштаба закрепилось за произведением уже после кончины композитора. Рельштаб услышал в сдержанной и скорбной лирике первой части сонаты лунный пейзаж на Фирвальдштетском озере.

С этим посылом были не согласны многие музыканты, но поэтическое название быстро «приклеилось» к Четырнадцатой сонате и стало ее неотъемлемой частью.

Лунный свет требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мир­ного, вообще нежно светящего. Первая же часть сонаты cis-moll трагическая с первой до послед­ней ноты…

Артур Рубинштейн

В чем истинный посыл этой музыки? Отразил в ней Бетховен муки несчастной любви или открыл миру и самому себе страшную правду о надвигающейся глухоте? Музыкальное искусство сложно отнести к категории объективных искусств, каждый услышит в Четырнадцатой сонате то, что хочет – и неразделенное чувство, и лунный пейзаж и крик отчаянья из глубины сердца сильного человека, каким, несомненно, был Бетховен.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Вам также может понравиться: Шуберт создал «Серенаду» на стихи, предназначенные для Бетховена Семь стихотворений Людвига Рельштаба попали к Шуберту после смерти Бетховена и он воплотил замысел великого современника.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку