Советский писатель Алексей Толстой был прозван «красным графом» за то, что, принадлежа к роду графов Толстых, он сотрудничал с советской властью. Поэтому он сегодня воспринимается не только как создатель «Хождения по мукам» и «Петра I», но как тот, что увековечил завоевания Октября.
Однако люди, лично знавшие Алексея Толстого, запомнили его широкую и сложную натуру, а некоторые до конца своих дней сохранили в сердце благодарность к писателю. В этом качестве «красный граф», увы, ещё малоизвестен.
Алексей Толстой хлопотал перед Сталиным об изгнаннике Иване Бунине и о нуждавшемся Михаиле Булгакове, а Николай Димчевский и вовсе дерзнул встать на творческий путь с лёгкой руки и по благословению «красного графа».
Толстой вызвал у Димчевского исключительно восхищение и восторг, когда 20 апреля 1944 года их пути пересеклись.

«Мог ли я подумать, когда мальчишкой готов был обежать всю Москву, чтобы достать «Пионерскую правду» с «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Толстого… Мог ли я представить, что когда-нибудь мне придётся встретиться с самим автором! Но 18 апреля я узнал, что Толстой приехал из командировки и намерен меня увидеть!», — в эмоциональном возбуждении записывает 18-летний Димчевский в своём дневнике.
Он вошёл в мохнатом утреннем халате,
У камина сел и трубку набивал, не торопясь,
Судьбоносная встреча прошла в домашней обстановке, и навсегда изменила жизнь юноши. Маститый писатель прочёл его талантливые стихи, одобрил начинающего литератора, поддержал, сказал ему множество ободряющих слов и многократно читал понравившиеся произведения. «Я буду страдать за Вас», — обещал он. И вот, юноша уже обретает новые цели, решает учиться, совершенствоваться и поступает на философский факультет МГУ.

Все рекомендации были исполнены в точности. Толстой тогда советовал начинающему поэту Димчевскому читать дореволюционных поэтов, не только Пушкина и Лермонтова, но и Фета, и Баратынского, и стремиться стать высокообразованным человеком, «поскольку для поэта это особенно важно».
Мастера пера прошлого стали образцом, и юноша не только возмужал как поэт, но и затем превратился в писателя, переводчика, журналиста, фотохудожника, исследователя, путешественника и резчика по дереву — продолжил путь предшественников — энциклопедистов.
Творческое общение с Толстым практически ежедневно отражалось в дневнике Димчевского; их связь разрывает лишь смерть писателя. 25 февраля 1945 Николай Димчевский напишет посмертное послание к покойному с одноименным названием: «Алексей Толстой».
Мог ли думать я, что в неразрывные объятья
Смерть возьмёт того, кто лишь о жизни мог писать!
Толстой и его супруга в 1944 году оценили творческий старт — поэзию, которая лишь годы спустя получит широкое признание. Неслучайно в доме, где жил Алексей Толстой, 8 ноября 2023 года семья, музыканты и театральные деятели вспоминали Николая Димчевского, ведь его жизнь как поэта началась здесь.

Музыканты Ирина Собгайда, Светлана Ковалёва, Константин Хазанович и Александр Кольцов в музее-квартире на Спиридоновке исполняли романсы на стихи поэта, а Илья Рогов — артист театра «Сатирикон», читал дневниковые записи и посвящение поэта своему литературному крестному отцу.
Знаковым событием этого вечера стал выход повести Н. Димчевского «Дед», прообразом которого стал родной дед писателя, однажды лично познакомившийся с другим Толстым — Львом Николаевичем, и бывший страстным собирателем его книг.

Пел дед редко. Лишь в застолье с Никодимычем, да ещё во время чтения. Читать он принимался неожиданно: строгает у верстака, плетёт новый плетень, подрезывает кусты крыжовника или смородины, копается в огороде — и вдруг всё бросит, войдёт в избу, достанет с полки Толстого….
Николай Димчевский со временем стал и прозаиком. Он выработал собственный стиль письма, ни на кого не похожий, но реализовал в нём качество, которое ценил в Алексее Толстом — всепобеждающую любовь к жизни и щедрость души.
Дочь Николая Димчевского Екатерина Бабаева в конце музыкально-поэтического вечера в память своего отца решила передать в фонд музея-квартиры А.Н. Толстого рукописный сборник стихов Н.Димчевского, где он впервые сделал наброски стиха, посвященного смерти А.Толстого. Это дар благодарной памяти, который позволит посетителям музея узнать о том, что Алексей Николаевич был не только «красный граф», но и покровитель литераторов.







