На первый взгляд, в связи в рядом инициатив Минтруда жизнь кадровиков в России в 2020 году должна улучшиться (чего стоят одни электронные трудовые книжки, введённые повсеместно в 2020 году), а то, что отягощает их жизни — это нехватка кадровых ресурсов в связи с углубляющимся демографическим кризисом. Но это только на первый взгляд.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» решил поинтересоваться у одного из процветающих участников рынка труда, так ли это, и каковы в действительности текущие вызовы для кадровых отделом предприятий России. Михаэль Гермерсхаузен — управляющий директор одного из крупнейших международных кадровых агентств Antal Russia, любезно согласился рассказать нашим читателям о реальной ситуации с кадрами в России. Его ответы многим нашим читателям могут показаться неожиданными.
ЭВ: Михаэль, как Вы себя ощущаете по итогам 2019 года и что Вы ожидаете от наступившего 2020 года?
Михаэль Гермерсхаузен: Спасибо, хорошо, Антал в России увеличил свой финансовый результат вдвое и мы надеемся превзойти его в 2020 году.
ЭВ: В 2020 году у нас вступили в силу законодательные нововведения. Некоторые из них хорошо выглядят со стороны – например, электронные трудовые книжки и ряд распоряжений о кадровой отчётности, обещающий уменьшение бюрократической/бумажной нагрузки на компанию. Какие из этих нововведений Вы приветствуете, и что Вы хотели бы изменить?
Михаэль Гермерсхаузен: В этом году на кадровые службы возложена дополнительная работа, потому что будет осуществляться переход на электронные трудовые книжки. Объём этой дополнительной работы пока трудно предсказать. Я полагаю, что многие люди в связи с внедрением электронных трудовых книжек ожидали отмены ненужных бюрократических процедур, но этого не произошло.
ЭВ: Если говорить о трендах в кадровом мире, то каковы они?
Михаэль Гермерсхаузен: Ключевые тренды на рынке труда сегодня – это, прежде всего, острая нехватка специалистов в новых современных квалификациях: кибербезопасности и программировании.
Другой тренд – это наличие на рынке большого количества невостребованных специалистов по причине сокращений в компаниях. Что касается компаний, то они стремятся сегодня оптимизировать кадры, чтобы стать более эффективными на фоне медленного роста своих продаж. И некоторые специальности уже в принципе не нужны на рынке.
ЭВ: Часто мы можем слышать о том, что из-за демографической ситуации в стране у нас возникает кадровый голод. Но как эту проблему можно решить?
Михаэль Гермерсхаузен: Для решения кадрового вопроса России следует открыться другому миру, а не закрываться от него. Курс на локализацию производств в стране и импортозамещение означает, что сюда приходит всё меньше иностранных инвестиций. Следовательно, глобальные компании приглашают в Россию всё меньше иностранных специалистов. Конечно, речь не идёт о китайских компаниях – они привозят в страну большое количество граждан КНР.
Но в целом большинство международных компаний сейчас переключаются на местных специалистов, а молодые квалифицированные россияне, напротив, стремятся покинуть страну из-за экономической стагнации.
ЭВ: В связи с упомянутой Вами политикой, каковы сегодня возможности для привлечения в Россию высококвалифицированной рабочей силы (экспатов, например) на мировом рынке?
Михаэль Гермерсхаузен: С точки зрения законодательства, внедрение облегчённого процесса получения виз высококвалифицированными специалистами было хорошим начинанием. Вот только на фоне темпов роста российской экономики экспаты предпочтут принимать предложения в Дубае, Китае, Индии или США до тех пор, пока ситуация не изменится.
ЭВ: Мы много слышим о том, что углубляется сотрудничество в рамках Евразийского Экономического Сотрудничества (ЕАЭС). Может ли это быть альтернативой для решения проблемы? Видите ли Вы какой-либо прогресс в этой сфере?
Михаэль Гермерсхаузен: В работе в рамках ЕАЭС есть некоторые тонкости, которые мешают развитию этого сотрудничества. Например, мы были очень удивлены тому, что в Казахстане нельзя осуществлять банковские операции через российский Сбербанк. За это на компанию могут быть наложены огромные штрафы.
Большим кошмаром для международного бизнеса по-прежнему остается ситуация с Украиной. Когда я хочу посетить наш офис там, я должен сесть на ночной поезд и проснуться по крайней мере два раза.
В то же время, надо отметить, что улучшилась ситуация на рынке Беларуси, где россиянам, гражданам Казахстана или белорусам стало проще работать.