По словам Министра экономического развития России М.С. Орешкина, в ближайшее время страна столкнётся с убылью населения порядка 800’000 человек, как следствие снижения рождаемости в 1990е годы. Это создаст для экономики проблему экономического роста, который при таком условии не превысит 1% в год. В то же время, при использовании определённых механизмов и управленческих схем, можно будет достичь целевых темпов развития.
Реализовывать всё это, по мысли Министра, предстоит нынешним тридцатилетним россиянам. В Минэкономразвития это уже совершается, запущены пилотные проекты, возраст большей части сотрудников ведомства около 35 лет и пользуется карьерными возможностями (т.н. лифтами), а им на смену через 10-15 лет придут нынешние стажеры, подготовленные «на самом высоком уровне».
Об этом и многом другом М.С. Орешкин рассказывал на состоявшейся 24 апреля 2017 года Коллегии министерства «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2016 году и задачи на 2017 год».
Вице-премьер И. И. Шувалов отметил новаторство и открытость Минэкономразвития. «Желание нового всегда будет нам помогать, — подчеркнул он и обратил внимание на то, что Министерству придётся действовать в жёстких условиях, — Мы сами себя ограничиваем в расходах настолько, что даже А. Кудрин отметил, что это слишком жёстко».
И.И. Шувалов заверил, что, хотя с 01.01.19 вступит в силу новая редакция Налогового кодекса, она не потребует от бизнеса большего и, возможно, будет оставлена без изменений: «Если мы поймём, что для экономического роста нам нужно будет сохранить действующую налоговую систему, то мы её сохраним».
О новом же говорила глава Центробанка Э.С. Набиуллина. Её речь обращала внимание чиновников и бизнесменов на то, что в финансовой сфере происходят качественные изменения. По словам Э.С. Набиуллиной, бизнес-схемы банков меняются, вводятся новые методы, Финтех, Смартдата, дистанционные услуги и сервисы, поскольку это на 67% снижает операционные расходы и на 90% — издержки по привлечению клиентов. Центробанк готовит новую «дорожную карту» цифровых технологий в финансовой сфере, и так же, как и Минэкономики, вводит новшества в собственном ведомстве (личный кабинет и тп). Так что тридцатилетним придётся осваивать не только управленческие, но и новейшие цифровые технологии.
В связи с вторгающимися цифровыми технологиями, как заметил И.И. Шувалов, появляется проблема нового подхода к статистике. «Как измерить сегодня ВВП, — спрашивал он, — если есть такие вещи, которые мы ощущаем, но со статистикой они не связаны». Минэкономики, в ведение которого недавно перешёл Росстат, предстоит адаптировать статистический учёт под новые технологии.
Поддержка экспорта, внедрение проектного управления, улучшение инвестиционного климата на международном и внутрироссийском пространствах, достижение экономических показателей, продолжение приватизации и другие важные вещи, безусловно, остаются в фокусе внимания Министерства в 2017 году. Будем надеяться, что М.С. Орешкин также озаботится задачей, обозначенной А.А. Шульгиным — генеральным директором Яндекса: «Сейчас иностранным компаниям вести бизнес в России или для России выгоднее, чем российским».