На IV-м Международном арктическом форуме «Арктика территория диалога», который проходил 29-30 марта 2017 года, замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков представил концепцию промышленного развития российского арктического региона. Замминистра подчеркнул, что нужны эффективные технологические решения, помогут развить российский Крайний Север в конкурентоспособный регион.
Главным образом, речь идет о развитии Северного морского пути. Максимальное продление навигации в регионе открывает огромные логистические и экономические возможности в сфере транспортировке грузов.
Хотя Россия на сегодняшний день владеет флотом ледоколов, который, единственный в мире, может дойти до любой точки региона, все же требуется его качественное обновление. В связи с этим в стране строятся 3 мощных ледокола (60 МВт), включая атомный ледокол нового типа «Арктика», который госкорпорация «Росатом» (ФГУП «Атомфлот») планирует принять в середине 2019 года. Также продолжаются работы по разработке атомохода Лидер» ЛК-120, мощность которого в два раза выше, чем у Арктики» (она составляет 120 МВт).
Развитие ледокольного флота будет способствовать активизации грузоперевозок и транспортировке энергоресурсов, добывающихся в этом регионе, ведь инвестиции в освоение шельфа уже достигли 2,5 млрд рублей в этом году, а до 2019 составят 7 млрд. руб.
Не менее важным в развитии энергетики арктического региона является строительство плавучей атомной электростанции ПАТЭС «Академик Ломоносов», которая будет введена в эксплуатацию на Чукотке в 2019 году.
Замминистра предложил бизнес-кругам воспользоваться механизмом специального инвестиционного контракта (СПИК), регламентирующего ответственности и льготы государства и инвестора, который особенно актуален в условиях Крайнего Севера.
Другие социально-значимые векторы в Арктике — развитие «зеленой» энергетики, что благотворно скажется на уникальной экосистеме региона, а также малой авиации, которая будет способствовать экономическому развитию.
Источники: Russian Ministry of Industry, Rossiyskaya gazeta