Всемирная Торговая Организация (ВТО), которая была создана в 1995 году как инструмент либерализации международной торговли, трещит по швам. Мало кто хочет платить $220 миллионов ежегодных взносов за то, что не даёт очевидной отдачи. Первыми вопрос о членстве в организации поставили США при Дональде Трампе, но всё больше стран думает о выходе из соглашения.
В эпоху глобального передела рынков пространство для либерализации торговли ограничено. Каждый хочет минуя общие правила просто урвать свой кусок. Однако Генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала надеется, что начавшаяся в Женеве встреча с участием более 120 министров из 164 стран-членов организации приведет к серии соглашений о свободной торговле в таких важных вопросах, как глобальная вакцинация, рыболовство и поставки продуктов питания.
ВТО готова к реформам и призывает к изменениям своих участников.
Дело в том, что соглашения в рамках ВТО всегда наносят удар по национальным экономикам. В частности, либерализация рыболовства сопровождается урезанием субсидий местным рыбакам (например, на топливо). Поэтому более-менее приемлемый для стран проект соглашения готовился 20 лет и появился лишь в ноябре 2021 года.
У соглашения о свободной торговле в сфере вакцин и обеспечении к ним равного доступа есть более могущественные враги. Здесь урезаются доходы глобальных фармацевтических гигантов, которых принуждают к отказу от прав интеллектуальной собственности на изобретения и оборудование (приостановке действия патентов). Фармацевты готовы на всё, чтобы заблокировать подготовленное Соглашение об упрощении патентных правил.
«Позиция, занятая многими странами мира в этой связи, шокирует, — заявил Папа Римский Франциск. — Жадность сегодня обращает мир назад во времени. Африку нельзя оставлять позади, ведь никто не будет в безопасности, пока все не будут в безопасности». Понтифик — один из самых активных сторонников поставки вакцин в бедные страны мира.
Однако проблема глубже. Проект Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), в значительной степени приостановленный во время пандемии COVID-19, затрагивает многие аспекты промышленности и передовых инновационных компаний развитых стран.
Продовольственный кризис в мире и решения, предлагаемые ВТО, затрагивают Россию как никого другого. Нехватку продовольствия и рост цен на топливо связывают со спецоперацией России на Украине, от нашей страны — одного из ведущих мировых поставщиков еды, зависит и решение вопроса другими странами.
Блокированные порты в Украине препятствовали экспорту до 25 миллионов тонн зерна из европейской житницы Украины и в ответ ВТО предлагает снять ограничения на экспорт продуктов питания, а также увеличить финансирование Продовольственной программы ООН. Это означает, что пользуясь мировой конъюнктурой производители зерна и других товаров будут лишать их граждан своей страны и повышать цены на внутреннем рынке.
Глава делегации РФ на форуме ВТО Владимир Ильичев подчеркнул, что страна готова и дальше поставлять продовольствие миру, но отверг обвинения в том, что Россия и её политика вызвали кризис продовольствия. По его мнению, в этом виновны страны, напечатавшие много денег во время пандемии ковида и вызвавшие инфляцию. Кризис же усугубили санкции против России, разрушившие глобальные цепочки поставок.
Как мы видим, непроста задача ВТО, трудно будет и провести задуманную ей реформу в сложившихся условиях. В то же время, если удастся найти общие точки между волками и овцами на разных уровнях, организация сохранится.
О готовности активно участвовать в её работе и находить решения уже заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников, который видит больше плюсов, чем минусов в членстве в ВТО.