2022 год отметился ростом продаж на рынке художественных произведений, но сосредоточен он лишь в его верхнем сегменте.
В прошлом году многие громкие продажи произведений искусства попали в заголовки газет. Так, например, культовый портрет Мэрилин Монро Энди Уорхола принес 195 миллионов долларов, став самой дорогой картиной 20-го века, когда-либо проданной на аукционе.
Однако, согласно новому исследованию, динамика наблюдалась в основном в элитном сегменте арт-рынка. На нижних ярусах ситуация была более сложной.
«Люди думали, что все вернется в норму в 2022 году, но рынок заметно изменился, – говорит экономист Клэр МакЭндрю. – Высокий сегмент стремительно взлетел, а более бюджетные сегменты сжались».
В ежегодном отчёте «Art Basel and UBS Global Art Market Report», автором которого является МакЭндрю, анализируются продажи аукционных домов и частных дилеров. Если данные о первых обычно публичные, то информация о дилерских продажах взята из опроса, в котором в этом году приняли участие примерно 1’300 респондентов.
Как говорится в отчете, когда разразилась пандемия, в 2020 году мировые продажи произведений искусства упали до рекордно низкого уровня. В 2021 и 2022 годах рынок начал восстанавливаться и продолжает расти, достигнув оборота в $67.8 млрд.
Но прошлогодний рост далеко не однозначен. Даже в период восстановления арт-рынка основными движущими силами были его крупнейшие игроки, в то время как более массовые сегменты испытывали трудности.
Например, если посмотреть на аукционы, то увидим, что продажи на сумму более $10 млн. увеличились, а обороты по более дешёвым лотам снизились.
Christie’s, Sotheby’s и Phillips – ведущие аукционные дома – получили рекордные доходы, в то время как 40% аукционных домов среднего звена сообщили, что их прибыльность была меньше, чем годом ранее. Рост дилерских продаж также был в значительной степени обеспечен за счет более высокого сегмента рынка.
В географическом разрезе наибольшая доля мирового рынка искусств приходится на Соединенные Штаты (45%), за которыми следуют Соединенное Королевство (18%) и Китай (17%).
Онлайн-продажи сейчас составляют 16% оборота, что все еще выше, чем было до пандемии, но по сравнению с 2020 и 2021 годами они начинают снижаться.
Забегая вперед, отметим, что прогнозы неоднозначны. «Дилеры и аукционные дома не смотрят позитивно на 2023 год, но они и не предсказывают катастрофу», – пишет эксперт Artsy Арун Какар. Среди опрошенных дилеров 45% ожидают улучшения продаж в этом году.
Арт-бизнес приспосабливается к новым условиям, говорит МакЭндрю: «Люди не сидят на месте. Последние несколько лет научили нас, что не все так просто, но хорошая новость заключается в том, что некоторые люди учатся брать ответственность на себя».
Пол Донован, главный экономист UBS Global Wealth Management, согласен с этим, добавив, что экономические и политические потрясения по-прежнему будут влиятельными силами.
«Мировой рынок искусства доказал свою устойчивость, – пишет он. – В контексте мировой экономики 2023 год станет годом переломов, поскольку мы переживаем поворотные моменты для инфляции, процентных ставок, экономического роста и финансовых рынков – все это на сложном глобальном геополитическом фоне».