Россия является одной из самых перспективных стран по части инвестиций в высокие технологии. Вы спросите, как может быть, чтобы в условиях геополитических вызовов, связанных с огромными, тектоническими разломами в мировой цивилизации, можно было говорить о едином рынке инвестиций в сфере высоких технологий? Однако я настаиваю, что именно сфера высоких технологий таит в себе возможность для решения проблем.
Россия — мировая кладовая в сфере высоких технологий. И это не «ящик Пандоры», это реальное хранилище безбрежного количества сверхсовременных, сверхинновационных, прорывных very sophisticated technologies.
В России в условиях импортозамещения высокие технологии получают новый импульс — запускается 12 мегапроектов общим объёмом 6 триллионов рублей. Помимо беспилотников, российскими учёными будут готовиться новые специалисты в сфере инноваций, разрабатываться новые химические материалы, роботы, микроэлектроника, космические аппараты и тому подобное.
В силу ли климата, в силу ли питания (его отсутствия в должной мере), в силу ли чрезвычайного прессинга властей в отношении научного мира — в России есть уникальные возможности для развития науки. Верна пословица «голодный и замерзший лучше работает, особенно его мозги».
Выдающиеся умы современности — Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Ромен Роллан и другие приезжали поговорить с академиком Павловым, и их интересовала не только нервная система собак или сигнальная система.Их интересовало, куда пойдёт человечество, по мнению академика: вправо, вверх или вниз? Всегда неизменно они получали исчерпывающий ответ.
Рынок инвестиций — понятие настолько глобальное, что его можно охарактеризовать так: за этим будущее человечества. Главное достижение мировой цивилизации — глобальное, универсальное понимание универсализма вложений в высокие технологии.
Огромные движения капитала по миру возникали в Азиатско-Тихоокеанском регионе (80% мирового рынка капитала), до 2027 года только вложения компаний в искусственный интеллект там составят $26 миллионов (главным образом, в Японию и Индию). Сейчас Россия выделяет сопоставимый бюджет в высокие технологии (в долларовом эквиваленте — $65 миллиардов).
Что делают эти инвестиции? Они куют наше будущее, технологии завтрашнего дня. При этом в мире основные инвестиции идут не столько в конкретные технологические разработки, сколько в развитие гуманитарных идей, являющимися подосновой для технологического наполнения.
Так называемая биохимия — основная масса инвестиций, которая заложена в проектах большинства инвестиционных фондов — это развитие не искусственного интеллекта — с ним и так всё понятно, но развитие в сферу высоких технологий с защитой и сохранением человеческого, а не искусственного интеллекта на благо развития природы, которая и будет сохранять человеческая цивилизация.
Сегодня высокие технологии понимаются не как заклёпки, винты, болты и железяки (пусть и основанные на заумных математических схемах), но как биоматериал, способный развивать все сферы человеческой жизни и цивилизации в человеческом измерении.
Инвестиции в высокие технологии — самый перспективный рынок из 16. Вложения будут на 1м месте в биоинженерию, космические исследования, природные материалы, методологию развития глобальной экономики и во все виды вычислительной техники: от мобильной связи до сверхмощных глобальных облаков.
Что касается методологии инвестиций и куда что направлять, вся парадигма, весь список завершены. Ясно, куда надо инвестировать, что является завтрашним днём в этой сфере.
Из 100 ведущих инвесткомпаний мира 60-70% находятся в 7 финансовых центрах мира. Из них более половины — в Сингапуре, Гонконге и Шанхае.
Когда у нас в РЭУ им. Г.В. Плеханова был спецкурс о глобальных инвестициях мировой экономики, на первых же лекциях говорилось: изучайте рейтинги инвесткомпаний, но не по объёму инвестиций, а по шорт-листу — списку интересующих их тем.