Монархия и качество жизни в мировой экономике

монархия в Испании

9 декабря 1931 года в Испании была провозглашена Вторая Испанская Республика после 130 лет безмятежного правления монархии, которая, как казалось современникам, стала фактором ухудшения уровня жизни в стране.

Утверждения дешёвой пропаганды в любой из стран о том, что форма государственности — абсолютная монархия, конституционная монархия или республика — якобы определяют качества жизни в стране, не имеют под собой ничего. Статистика скорее свидетельствует в пользу монархического правления: из 43 стран в мире, сохранивших монархию как форму государственного устройства, 23 входят в ТОР-50 богатейших государств (53% монархий), в то время как из 157 республик только 27 «выбились» в глобальный рейтинг процветания (18%).

Более того, Джозеф Штиглиц, Джеймс Кеннан и другие выдающиеся экономисты говорили о том, что экономика в принципе, а мировая экономика как дисциплина самостоятельно — это история не об уровне жизни как таковом, а прежде всего о качестве жизни (это понятие включает в себя не только общие показатели, но и субъективные ощущения людей).

Большинство монархий допускают большую степень политической и экономической конкуренции, чем республики, и в большей степени прислушиваются к интересам местных элит. Это относится в том числе и к монархиям Ближнего Востока, которые не только обеспечивают высокое качество жизни своему населению, благодаря чему имеют авторитет в регионе, но и и сохраняют хорошие отношения с прежними колониальными властями и американским капиталом.

Монархические формы правления, особенно в странах Ближнего Востока, «зарубили себе на носу», что могут быть продолжительными по времени и устойчивыми в государственном смысле только тогда, когда они основаны на таких экономических моделях, которые имеют в основе:

а) модель социально-рыночного хозяйства (СРХ)

б) принцип социально справедливого распределения материальных благ.

Если называть вещи своими именами, то разрыв доходов между нижними децилями и верхними не должны превышать 16 пунктов. Когда разрыв больший — как, например, в Иране в последние годы правления Реза Пехлеви, наступает социальная революция. Приезд Имама Хомейни в Тегеран прекратил действие другой революции — «белой», которую в своё время провозгласил молодой Реза.

Итак, мировой опыт говорит о том, что монархии в мире чудесным образом делают экономическую модель если не идеальной, то достаточно справедливой. Конечно, это относится и к монархиям XXI века. Но в Испании возобновилась дискуссия: влияет ли форма государственного устройства на экономическую модель страны и, в частности, на качество жизни. Это плод усилий дешёвых пропагандистов, в том числе экономистов, а по сути — пшик, фу-фу и не комильфо, потому что они сами знают, что форма государственного устройства напрямую никак не связана с экономической моделью в стране.

Это происки тех, кто потерял и хочет вернуть свою власть. До 1931 года в Испании была монархия, но она приняла за основу экономическую модель опоры на приближенных к власти безнравственных олигархов, которая привела к обнищанию и взрыву масс. И наоборот, после реставрации монархии — возврата к ординарной магистратуре, был создан однополярный отказ от упора на франкисистких олигархов. Это привело к мысли о том, что надо допустить к процессу десижн мейкинга в экономике представителей свободной рыночной конкуренции, то есть, людей, которые знаниями и способностями доказали возможность принесения материальных благ без специально организованных форм мошенничества.

Досужие утверждения многих российских авторов (Колпакиди, Платошкина) о том, что в СССР в 1929 году и после 1947 года были высокие темпы роста, говорят о том, что насилие на основе азиатского способа производства, которое царит в КНДР и Китае, может творить чудеса. Монархия, в свою очередь, не допускает совсем уж аморальных и безнравственных форм государственного насилия.

Монарх склонен давать возможность социального лифта в любой стране, он открывает доступ к социальному богатству не только олигархам или приближённым к короне, но и представителям других социальных групп (крестьянству, интеллигенции, рабочему классу, других сословиям, как это было до 1917 года в России) чрез институты законности (конституционности) или религии (христианские и исламские модели). Опыт мировой экономики утверждает, что постулаты социальной антропологии как дисциплины, особенно те, в основе которых лежат принципы социальной и классовой ненависти, не должны быть привнесены в экономику, в принципы установления модели экономического роста в стране.

Сегодня в Испании высокий уровень жизни, не сравнимый с тем, что наблюдался в 40-летие правления Франсиско Франко. Четвертая по величине экономика еврозоны при короле Хуане Карлосе была полностью интегрирована в мировую экономику и в стране появилось множество транснациональных корпораций. Если подкрепить эти утверждения цифрами, то с момента смерти диктатора в 1975 году до 2015 года доход на душу населения вырос с 3’000 долларов США до более чем 30’000 долларов США.

Поделиться с друзьями
Subscription