Может ли дервиш достучаться до султана?

На нескольких каналах телевидения я видел фильм в озвучании Михаила Козакова о выдающемся певце Иване Козловском. В связи с этим я хотел бы высказаться, но не об огромном таланте «русского соловья», а о вкладе деятелей культуры и науки в общецивилизационное развитие.

Почему не транслируется огромный гуманистический заряд, направленный в общество, в поступательное качественное развитие жизни и бытование на протяжении вот уже второй сотни лет?

3 сентября — день кончины выдающегося русского писателя и мыслителя Ивана Тургенева. Не буду скрывать, я хочу увязать два имени — Козловского и Тургенева, в единую логику повествования. Между ними нетрудно найти общее.

Может ли дервиш достучаться до султана?
Единственная дочь И.С. Тургенева Пелагея (Полина)

Иван Сергеевич Тургенев, однажды находясь в гостях у Афанасия Фета в Курской губернии, имел неосторожность похвастать перед «младшим партнёром» — Толстым, своими успехами в воспитании подрастающего поколения. За обедом он в присутствии Толстого и хозяина усадьбы сказал, что его дочь делает успехи в христианском восприятии окружающей действительности. Буквально Тургенев сказал, что его дочь собирает у путников-паломников лохмотья и чинит их своими руками, затем возвращая хозяевам.

Лев Толстой на это съязвил: «Не пристало барышне, одетой в дорогие одежды и сытой от благополучной жизни заниматься такой показухой — грязную одежду держать на своих коленях, будучи одетой в дорогие юбки, а затем возвращать её путникам», и добавил, явно пытаясь обидеть визави: «Тем более дочь-то приёмная».

Пелагея была незаконнорожденной дочерью писателя от Авдотьи Ермолаевны Ивановой, полноценной семьи писателю так и не довелось создать. Несмотря на заботу о ребёнке, по законам того времени Тургенев не мог дать ей своё имя и состояние.

Тургенев не задумываясь отреагировал: «Да Вы за такие слова у меня сейчас в рожу получите!». Встал, ушел и хлопнул дверью. Через день оба писателя (Толстой тогда был начинающим литератором) получили оповещения от секундантов на дуэль.

Никто в школе не проходит этот эпизод про дуэль между Толстым и Тургеневым, как не изучают и дуэль между Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилевым. Жизнь великих должна быть приглажена и выглядеть как фарфоровая статуэтка — блестеть на солнце и одаривать зрителей глянцевым светом.

Никто никогда не скажет о том, что у писателей, как и у всех нормальных людей (в том числе, творческих профессий) есть свои человеческие проявления, которые не должны укладываться в схемы учебников. Для этого есть чиновники и армия досужих борзописцев, которые затем пригладят, причешут и напомадят великого деятеля искусств.

Дуэль не состоялась, по Курской губернии начали курсировать слухи, что Толстой ненавидел Тургенева и гонялся за ним с топором, а два писателя после эпизода не общались 18 лет.

Если бы, не дай Бог, всё бы произошло, не было бы «Войны и мира», «Песни торжествующей любви», «Дыма» и ещё целого ряда произведений двух гениев.

Вернёмся к Козловскому. Иван Семёнович был настолько велик, насколько многообразен. Все его роли были гениальны, отточены как вокально, так и драматургически до недостижимых вершин. Вдобавок гениальный певец был ещё и огромной силы новатор.

Например, то, как он обозначил роль Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов» — вклад в искусство, который вряд ли можно вспомнить от другого оперного певца.

Дело в том, что в изначальной литературной версии роли отводилось второстепенное значение, а в постановке Л. Баратова с участием Козловского она приобрела промыслительный характер и новое идейное звучание. Более значительное и весомое.

Помните, как Юродивый говорит проходящему мимо после торжественного богослужения в Кремле царю Борису, что его обидели? «О чём ты?», — спрашивает царь. А Юродивый в ответ: «Мальчишки отняли копеечку — вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича!».

Может ли дервиш достучаться до султана?
И.С. Козловский в роли Юродивого

Юродивый сказал это на всю площадь, и к нему уж было кинулись стражники, чтобы его растерзать. Но царь, взмахнув рукавом тяжелого наряда, жестом их остановил. Вместо наказания бросив Юродивому щедрое подаяние, Борис предложил помолиться за него. На что блаженный ответствовал: «Не велено молиться за царя-Ирода, Богородица не велит!».

В условиях сталинских репрессий, обагривших красным цветом закат цивилизации на территории одной восьмой суши, такие слова, произнесенные со сцены Большого театра впечатляли.

В православной стране история убийства царевича Дмитрия — символа кого-то слабого и беззащитного перед сокрушительной силой тирании, всегда была в сердце народа. Это прекрасно знал сын священника, верующий православный человек — Иван Семёнович Козловский. И также он знал, как многое ему позволяет тиран.

В русской истории юродивые и блаженные не всегда могли достучаться до кровавых тиранов и безумных руководителей. Сегодня эта традиция, уходящая вглубь истории, ушла безвозвратно.

В мусульманском мире со времён Гаруна аль-Рашида — великого халифа Багдада, была также установлена традиция слушать голос снизу.

Представьте себе, что начиная с первых веков установления ислама в мире, халифы первым делом вводили смертную казнь за невнимание к дервишам — нищим путникам. Для них повсеместно создавались места кормежки и отдыха — ханаки.

Традиция подаяний была в русском народе сильна. Прабабушка моей жены — крестьянка, на заднем дворе открывала дверь, чтобы путники видели, что внутри накрыт для них стол: чан с супом, хлеб и ёмкость с водой. Никто никогда не воровал, а люди, видя, что за ними не наблюдают, быстро поедали съестное и двигались дальше на моление.

Озлобленные каторгой, пытками, страданиями большевики за почти 40-летний путь скитаний по Туруханским краям накопили такой суровый опыт, наложившийся на их человеконенавистнические теории, что ни о каком христианском восприятии жизни и речи быть не могло. Традиция никого не слышать кроме себя, на щадить никого, кроме себя — даже ближайших родственников, шла из поколения в поколение начиная с 1917 года.

Подумайте только, что из 49 иерархов русской православной церкви к 1943 году в живых остался один!

Традиция подавления обратной связи в полной мере сохранилась в огромном количестве азиатских стран, в основном находившихся под влиянием советской модели управления обществом.

Она ещё не ликвидирована в западно-европейских странах. Уходя с поста президента Франции, Жак Ширак говорил о том, что главное, что было им достигнуто — уважение к «диверситэ» — духовному разнообразию общества.

Традиция слышать слабого, наделенного особым даром чувствовать боль и обиды могла и должна была верно давать советы всесильным правителям. В сталинское же время такая роль отводилась деятелям искусства и культуры. Вещь удивительная, но единственно возможная в условиях духовного вакуума и репрессий.

Можно ли сегодня в странах, где отсутствует действенный контроль над властями, достучаться до них? Ответ риторический.

В вопросах промыслительного характера — точно нет. Заплатить или не заплатить штраф при ДТП — да.

А нужно ли вообще, чтобы в государстве была обратная связь? Может быть, достаточно того, что она направлена лишь в одну сторону и не нужно интерактивного общения? Власть ведь настолько самодостаточна и совершенна!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.