Музыка Страстной седмицы: Иоганн Себастьян Бах

Музыка Страстной седмицы: Иоганн Себастьян Бах

Православные христиане вступили в Страстную седмицу. Семь дней до дня светлого Христова Воскресения наполнены особым аскетизмом. В эти дни мы вспоминаем события Тайной вечери, предания, распятия и погребения Христа. Образы, события и эмоции этого канонического сюжета отражены во множестве музыкальных произведений, объединенных в единый жанр Страстей (или Пассионов).

Ожидая светлый праздник Пасхи, предлагаем познакомиться с известными и малоизвестными Страстями, созданных композиторами барокко, классицизма и ХХ века. Этому жанру будет посвящена целая неделя нашей музыкальной рубрики.

Страсти как музыкальный жанр

Жанр пассионов (от лат. passio – страдание) вышел из лона католической церкви и известен примерно с IV века. Первоначально события Страстной недели разыгрывались в лицах, к XIII веку главными участниками сценок стал хор и солист. Вплоть до XVII века Страсти исполняли без инструментального сопровождения, так как богослужение не допускало использования инструментов.

Страсти основывались на рассказах о последних днях земной жизни Иисуса, собранных в евангелиях Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Повествование традиционно ведет евангелист, от лица персонажей выступает хор или солисты.

Реформация внесла в жанр обновление: тексты стали понятными простым людям, так как звучали на родном языке. С XVI века Пассионы начали отделяться от богослужения и стали самостоятельным жанром духовной музыки, а далее и вовсе перешли в сферу концертной музыки. Жанр все более драматизировался и вбирал в себя многие приемы из мира оперы.

Пассионы как жанр светской музыки оформились в творчестве представителя раннего немецкого барокко Генриха Шютца (1585 – 1672). Расцвет жанра Страстей пришелся на XVIII век, когда на пике популярности были произведения кантатно-ораториальной формы. В жанре работали Телеманн, Гендель, Райнхард Кайзер и многие другие представители барокко. Но подлинными вершинами стали «Страсти» И.С. Баха.

Памятник Иоганну Себастьяну Баху в Лейпциге стоит у южной стены церкви Святого Фомы. В этом храме впервые прозвучали самые масштабные из пассионов композитора – «Страсти по Матфею».
Памятник Иоганну Себастьяну Баху в Лейпциге стоит у южной стены церкви Святого Фомы. В этом храме впервые прозвучали самые масштабные из пассионов композитора – «Страсти по Матфею».

«Страсти по Иоанну»

По свидетельству одного из сыновей Баха, его ученика и некоторых биографов, Иоганн Себастьян создал пять «Страстей». В полном виде сохранились только два произведения: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Только текст сохранился от баховских «Страстей по Луке».

В своих Пассионах Бах чередует евангельские тексты с текстами лютеранских хоралов и даже ариями на стихи современных немецких поэтов.  В «Страстях по Иоанну» Использованы тексты 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна, повествующие события от предательства Иуды до погребения Христа. Чтобы усилить драматизм повествования, включены два фрагмента из Евангелия от Матфея. Это пение петуха с предсказанием Петру об отречении, совершенном трижды до рассвета, и событие в момент смерти Иисуса:

И вот завеса в храме, священная катапетасма, отделявшая Святое Святых от святилища, завеса, сокрывавшая тайны Божии от взоров людских, отверзавшаяся только один раз в году, в день очищения, когда первосвященник входил с кровью тельца во Святое Святых, — эта завеса, имевшая более двадцати пяти аршин длины и более двенадцати ширины, к ужасу священников вдруг раздралась надвое, сверху донизу…

Мф. 27:51-53

«Страсти по Иоанну» имеют возвышенный характер и представляют остро драматическое произведение, в котором в конфликт вступают силы добра и зла. Персонификация персонажей здесь стерта, основной упор сделан на скорбный характер повествования и максимально глубокую передачу чувств и эмоций от горестных событий последних дней жизни Христа.

«Страсти по Иоанну» впервые прозвучали в Лейпциге в церкви Св. Николая в страстную пятницу 7 апреля 1724 года. После композитор вносил в произведение некоторые изменения для повторных исполнений.

Музыка «Страстей» как нельзя лучше подходит для плейлиста на Страстной седмице. Открывающий «Страсти по Иоанну» хор «Бог, Господь наш» полон драматизма и, одновременно, светлой грусти. Исполнение представляет вариант звучания Пассионов, приближенный к баховской эпохе – с использованием старинных музыкальных инструментов.

«Страсти по Матфею»

«Страсти по Матфею» были написаны Бахом к исполнению на Страстной неделе 1729 года. Произведение также впервые прозвучало в Лейпциге, но в другом храме – церкви Св. Фомы. Это одно из наиболее значительных и масштабных сочинений немецкого гения. Общая продолжительность музыки составляет почти 3 часа.

В этом произведении Бах чередует евангелические сцены с пространными ариями, которые направлены на осмысление только что произошедших событий. Для них использованы стихи немецких поэтов. Исследователи расходятся во мнении, были ли стихи написаны специально для «Страстей» или Бах самостоятельно искал их для своего произведения.

Масштабная и во многом театрализованная музыка «Страстей по Матфею» была неоднозначно встречена современниками. Новаторский характер произведения был по достоинству оценен гораздо позднее – в эпоху романтизма. Исполнение «Страстей» под управлением Феликса Мендельсона в Берлине в марте 1829 года считается второй датой рождения великого творения Баха, которое вскоре после первых исполнений было забыто почти на столетие.

Знаменитая ария из «Страстей» в современном исполнении женского голоса (неподражаемая Елена Образцова). Во времена Баха женские голоса к исполнению Пассионов не допускались. Эти партии традиционно пели мальчики.

«Страсти» И.С. Баха открывают нам события последних дней жизни Иисуса Христа с гуманистически-нравственной стороны. Это высокохудожественное осмысление библейского сюжета, изложенное в музыке необыкновенной силы воздействия.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку