Музыкальные династии: Скарлатти

Музыкальные династии: Скарлатти

2 мая 1660 года в Италии родился Алессандро Скарлатти. Он стал основоположником Неаполитанской оперной школы и одним из ярчайших представителей музыкальной династии наряду со своим сыном Доменико. Об этих и других членах известной итальянской семьи музыкантов рассказываем в этом материале.

Два брата

Семья Скарлатти была, как положено всем итальянским семьям, большой и музыкальной. В семье певца Пьетро Скарлато (оригинальное написание фамилии) и Элеоноры д’Амато, сестры композитора из Сицилии Винченцо Амато, минимум трое из детей стали известными музыкантами. Это композиторы Алессандро Скарлатти (1660 — 1725) и его младший брат Франческо Скарлатти (1666 — после 1741), а также одна из сестер, которая была достаточно известной во Флоренции оперной певицей. По другой информации певцом был еще один младший брат Томмазо.

Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти (1660 - 1725)
Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти (1660 — 1725)

Именно опера – тот жанр, с которым сегодня мы связываем имя Алессандро Скарлатти. Он создал 80 оперных произведений. В них композитор прошел путь от итальянской барочной музыки XVII века к традициям классицизма века XVIII, создав своеобразный мост между двумя стилями.

Оперу «Митридат Евпатор», созданную в Венеции в 1707 году, считают вершиной оперного творчества Алессандро Скарлатти. Обратите внимание на нарядность этой арии: человеческий голос здесь состязается в виртуозности с оркестром, в частности – с трубой.

Но работа композитора всегда была тесно связана со двором и церковью, поэтому значителен и его вклад в жанр кантат – им написано около 800 произведений. Алессандро в разные периоды своей жизни работал при дворах крупных вельмож: шведской королевы Христины, вице-короля Неаполя, под патронажем Фердинандо де Медичи и римского кардинала Оттобини.

Младший брат Алессандро Франческо играл на виолончели и также сочинял музыку. Он работал в Неаполе, посещал Англию в 1719 году по приглашению Генделя, а с 1724 года жил и работал в Дублине. Последнее упоминание о композиторе относится к 1741 году. Будучи первоклассным музыкантом, он терялся в тени своих блистательных родственников — старшего брата и младшего племянника Доменико.

Два сына

В семье Скарлатти музыка как профессия передавалась из поколения в поколение. Из 10 детей Алессандро двое оставили достаточно яркий след в истории музыки.  Старший сын Алессандро Пьетро Филиппо (1679 — 1750) работал как хормейстер, органист и композитор в Урбино и Неаполе, где он был придворным органистом. Им написана единственная опера, несколько кантат и множество произведений для клавишных инструментов.

Но знаменитые 555 клавирных сонат написал его младший брат Доменико (1685 — 1757). По стечению обстоятельств он родился в удивительно «урожайный» для истории мировой музыки год – 1685. В этот же год на свет появились также Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Доменико Скарлатти (1685 - 1757)
Доменико Скарлатти (1685 — 1757)

Доменико был превосходным клавесинистом. Примерно в 1709 году в Риме он принимал участие в своеобразном международном конкурсе исполнителей, организованном кардиналом Оттобини. Доменико Скарлатти безоговорочно получил Гран-при в номинации «клавесин», а в соревновании по мастерству игре на органе уступил первенство Генделю.

После работы в Неаполе, Риме и Лиссабоне, Доменико Скарлатти переезжает в Мадрид вслед за принцессой Марией Магдалиной Барбарой, которой преподает музыку. Именно в Мадриде написаны его знаменитые клавирные сонаты, а большая часть известной информации о Доменико найдена исследователями в корреспонденции знаменитого певца-кастрата Фаринелли, который также служил при дворе в Мадриде.

Сонаты Доменико Скарлатти сегодня входят в репертуар многих пианистов и обязательно – в учебные планы студентов-пианистов. Но все-таки они созданы для других клавишных инструментов: клавесина, клавикорда и других старинных клавишных инструментов, которые широко бытовали в Европе до прихода фортепиано.

Как и в других музыкальных семьях, в династии Скарлатти есть композиторы мировой известности и музыканты, находящиеся в тени своих великих родственников. Но рождение и воспитание музыкантов первой величины всегда не только их талант, но и влияние той атмосферы, в которой они росли. Об этом мы в очередной раз убеждаемся, заглянув в историю еще одной музыкальной династии Европы.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку