Музыкальные династии: три поколения Моцартов

Музыкальные династии: три поколения Моцартов

Гений классической эпохи, возлюбленный Богом Вольфганг Амадей Моцарт – не первый и не последний музыкант своего рода. Его, словно бриллиант, обрамляют не менее талантливые предки и потомки. О музыкальном роде Моцартов и взаимоотношении отцов, детей и внуков рассказываем в этом материале.

Отец и дед

Основоположник музыкальной династии Иоганн Георг Леопольд Моцарт (1719 – 1787) вышел из семьи переплетчика. Родители готовили его к сану священника, но Леопольд фактически сбежал из лицея и уехал в Зальцбург, чтобы поступить в университет для изучения права и философии. В этом городе, который был столицей независимого государства в составе Священной Римской империи, он провел всю жизнь. Леопольд был прекрасным скрипачом, достаточно известным композитором и педагогом. Его трактат по обучению игры на скрипке был и остается одним из основных учебных трудов XVIII века.

Иоганн Георг Леопольд Моцарт. Портрет примерно 1766 года. Сегодня к титулам Леопольда мы бы добавили продюсер – его вклад в развитие и популяризацию творчества сына был огромен.
Иоганн Георг Леопольд Моцарт. Портрет примерно 1766 года. Сегодня к титулам Леопольда мы бы добавили продюсер – его вклад в развитие и популяризацию творчества сына был огромен.

В браке с Анной Марией Пертль (1720 – 1778) родилось 7 детей, но только двое из них пережили младенческие годы и смогли продолжить род Моцартов. Это Мария Анна Вальбурга Игнатия (1751 – 1829), которую в семье называли Наннерль, и Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей (1756 – 1791).

Леопольд Моцарт уделял много внимания музыкальному воспитанию детей, а божественный талант младшего сына считал «чудом». Совмещая в себе отца, педагога и менеджера собственным детям, Леопольд не мог отпустить их повзрослевших в свободное плавание. Брак Вольфганга с Констанцией был не одобрен отцом, что стало причиной их серьезной размолвки.

Наннерль смогла выйти замуж только в 33 года, но продолжала зависеть от отца материально. В 1875 году она, будучи замужем за мужчиной с 5 детьми от первого брака, родила своего первенца. Его назвали Леопольд в честь деда, который оставил его у себя на воспитание. Условий растить ребенка в доме мужа с пятью пасынками у Наннерль не было.

«Детскую симфонию» часто приписывают Йозефу Гайдну, но, по мнению большинства исследователей, ее автор – Леопольд Моцарт. Легкое произведение с использованием трещоток, бубна и других «детских» ударных инструментов могло быть сочинено композитором с целью рекламы фабрики игрушек.

Сестра и младший брат

Музыкальные таланты Наннерль и Вольфганга были открыты отцом около 1759 года, когда старшей сестре было 7 лет. Двухлетний брат Вольфганг с удовольствием повторял музыкальные упражнения за сестрой и вскоре догнал ее под руководством отца. Уже в 1762 году трио Моцартов стало активно гастролировать по Европе, выступая перед аристократами и монархами. Юного Моцарта и его сестру слушали Людовик XV в Париже, Георг III в Лондоне и Мария Терезия в Вене.

Юные Вольфганг Амадей и Мария Анна (1760-е годы). Портреты работы П.А. Лоренцони. Дети одеты в придворные костюмы, которые им подарили при дворе Марии Терезии. Так как маленькие дети не смогли бы долго позировать художнику, он сначала нарисовал фон и одежду, а уже потом срисовал портреты юных музыкантов.
Юные Вольфганг Амадей и Мария Анна (1760-е годы). Портреты работы П.А. Лоренцони. Дети одеты в придворные костюмы, которые им подарили при дворе Марии Терезии. Так как маленькие дети не смогли бы долго позировать художнику, он сначала нарисовал фон и одежду, а уже потом срисовал портреты юных музыкантов.

Музыкальные турне продолжались до начала 1770-х годов, далее поездки совершал только Вольфганг. Иногда его сопровождал отец, реже – мать.

В детстве Вольфганг и Мария были очень близки и дружны. Эта теплая связь со временем была утрачена. Они все реже писали друг другу письма и практически не общались с 1788 года. Когда после смерти Вольфганга Мария прочитала его первую биографию, подготовленную Францем Ксавером по материалам от вдовы композитора Констанции, она была шокирована последними обстоятельствами жизни брата.

Внуки и сыновья

В браке Вольфганга Амадея и Констанции Моцарт (она была двоюродной сестрой композитора Карла Марии Вебера) родилось 6 детей. Но, как и в семье отца, выжили лишь двое. Музыкальные традиции семьи продолжил младший сын — Франц Ксавьер Вольфганг (1791 – 1844).

Франц Ксавьер с детства обучался музыке. Его преподавателем был не отец, а Антонио Сальери и Ян Гуммель. Как и Вольфганг, в детстве он гастролировал под рекламным брендом Вольфганг Амадей Моцарт-младший. Инициатором тура была мать Констанция.

Внук Леопольда и сын Вольфганга, он постоянно чувствовал за своей спиной тень великих предков, в особенности – отца. Он пропагандировал его творчество, сам оставаясь скромным исполнителем, композитором и педагогом.

Музыкальный стиль Франца Ксавьера Моцарта близок стилю его отца и сосредоточен в эпоху классицизма.

Старший сын Карл Томас Моцарт (1784 – 1858) был хорошим пианистом, изучал композицию, но вскоре отказался от музыкальной карьеры и выбрал стезю чиновника. Он регулярно посещал мероприятия, связанные с памятью отца. В 1841 году к открытию Моцартеума (Зальцбургской консерватории) он передал ему в дар клавикорд, библиотеку и рукописи отца, перешедшие ему по наследству.

Франц Ксавьер и Карл Томас Моцарты в детские годы
Франц Ксавьер и Карл Томас Моцарты в детские годы

Оба сына Моцарта не были женаты и завершили прямую линию своего гениального отца и талантливого деда. Но сделали все возможное для сохранения памяти о них. Услышать музыку Леопольда, Вольфганга Амадея и Франца Ксавьера Моцартов можно 26 марта в «Зарядье» на концерте из цикла «Музыкальные династии».

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку