Музыкальные династии: вальсы и конфликты Штраусов

Музыкальные династии: вальсы и конфликты Штраусов

14 марта 1804 года в Вене родился родоначальник музыкальной династии Штраусов скрипач, композитор и дирижёр Иоганн Батист Штраус, известный как Штраус-отец. Ко дню рождения короля вальсов предлагаем погрузиться в генеалогию рода Штраусов и начать понедельник с яркой и вдохновляющей музыки этих талантливых венцев.

Штраус-отец и трое сыновей

Иоганн Батист Штраус (1804 – 1849) рано осиротел: в пять лет он потерял мать, а в 12 – отца. Опекун решил обучить его профессии переплетчика, но Штраус был охвачен идеей стать скрипачом. С детских лет он безошибочно повторял на инструменте любые услышанные мелодии и подрабатывал игрой в трактирах. Его работа в оркестре, где он был не только скрипачом, но и помощником дирижёра, свела его с первой женой Анной – она была дочерью владельца кабачка, где играли музыканты. В семье родилось 5 детей, трое из них стали известными музыкантами.

Иоганн Батист Штраус (Штраус-отец)
Иоганн Батист Штраус (Штраус-отец)

Старший сын Иоганн Батист Штраус II или Штраус-сын (1825 – 1899) имел сложные отношения с отцом. Штраус-старший был категорически против музыкального будущего для своих детей и запрещал им любые занятия музыкой, кроме игры на фортепиано. Но Иоганн продолжал тайком заниматься, в чем ему помогала мать Анна. А когда встала проблема, что отец с помощью связей помешает Иоганну получить лицензию на дирижирование, Анна без колебаний развелась с мужем. Штраус-отец воспользовался этим в свою пользу и женился на своей возлюбленной Эмилии. В результате развода все дети от первого брака были лишены наследства. Но стараниями Анны стали известными музыкантами.

Иоганн Батист Штраус II (Штраус-сын)
Иоганн Батист Штраус II (Штраус-сын)

Иоганн Штраус-сын, не смотря на старания отца расстроить его карьеру, смог получить место дирижёра на придворных балах у императора Франца-Иосифа, потеснив на этой должности отца. Он выступал в России, Великобритании, Франции, США и получил огромное признание и популярность за пределами родной страны.

Вальс «Весенние голоса» Иоганна Штрауса-сына (1882).

Младшие братья Иоганна Йозеф (1827 – 1870) и Эдуард (1835 – 1916) также стали скрипачами, дирижерами и композиторами. Первые уроки они получили от старшего брата, и далее он регулярно передавал им приглашения продирижировать придворными балами, концертами, если сам был слишком занят. Такое решение было принято на семейном совете и младшие братья не были от него в восторге. На концертных афишах Вены стали писать просто Штраус и иногда до самого последнего момента никто не знал, кто именно из братьев встанет за дирижёрский пульт.

Путаница в братьях Штраус и до сих пор существует в музыкальном мире. Часто произведения младших братьев приписывают старшему брату Иоганну и даже Штраусу-отцу. Стилистически они очень близки. Автор этой «Быстрой польки» — Йозеф Штраус.

Род Штраусов продолжил только Эдуард. Его сын Иоганн Штраус (1866 – 1939), можно назвать его Штраус-внук, перед Первой Мировой войной предпринял концертное турне по Европе с оркестром, исполняя сочинения семьи Штраусов.

Братья Эдуард, Иоганн Батист и Йозеф Штраусы
Братья Эдуард, Иоганн Батист и Йозеф Штраусы

Штраус-революция в музыке

Хотя отношения внутри семьи Штраусов были очень напряженные, в музыкальном плане они развивали общую линию музыкального искусства и были единомышленниками. Начало новой эпоху в музыкальном искусстве Европы дал Штраус-отец. Он первым серьезно обратился к легким танцевальным жанрам и возвел их в степень совершенного искусства.

Полька «Путь открыт» Эдуарда Штрауса

Вальсы, польки, галопы, марши Штраусов перестали быть аккомпанементом для танцевальных вечеров. Они стали самостоятельными произведениями с яркими мелодиями, развернутой структурой и интересными композиционными приемами.

В 1848 году Штраус-отец и Штраус-сын сражались по разные стороны баррикад революции 1848 года. Штраус-отец оставался верен монарху и в это время создал знаменитый «Марш Радецкого». Штраус-сын выступил за свержение монархии, исполнял «Марсельезу» и писал революционные марши. Революция была в итоге подавлена. Штраус-младший за поддержку революционеров был предан суду, но в итоге оправдан.

Штраус-сын, не взирая на конфликтные отношения с отцом и лишение наследства, высоко ценил его талант и творчество. На похоронах Штрауса-отца в 1849 году старший сын со своим оркестром исполнили «Реквием» Моцарта. На собственные средства Штраус-младший издал все сочинения отца и принял музыкантов его оркестра в свой коллектив. А все сочинения рода Штраусов, хранящиеся в рукописях в фамильной библиотеке, в конце жизни сжег Эдуард Штраус. К счастью, это были не единственные экземпляры произведений и сегодня мы можем наслаждаться прекрасной музыкой этой талантливой семьи со своими скелетами в шкафу.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку