Art Basel и UBS провели опрос 3660 состоятельных людей — коллекционеров — об их покупательском поведении.
Согласно данным исследователей, в 2023 году коллекционеры потратили на предметы искусства примерно на треть меньше, чем в 2022 году, причём наибольшее сокращение расходов произошло в самом высоком эшелоне. Средние расходы почти не изменились, снизившись с $50‘165 долларов в 2022 году до $50‘000 долларов в прошлом.
Аналогичный 30% спад был замечен и в первой половине 2024 года, пишут эксперты Artnet.
Отчет Art Basel & UBS, подготовленный Клэр Макэндрю, отслеживает характер покупок более чем 3660 состоятельных людей из 14 регионов в 2023 году и первой половине 2024 года. Доклад содержит более 200 страниц, но в целом складывается впечатление, что поведение коллекционеров начинает меняться, и не только в связи с текущими рыночными условиями.
Вот три факта, которые привлекают внимание.
1. Миллениалы (родившиеся с 1981 по 1996 годы) покупают меньше
В отчёте говорится, что, хотя медиана расходов заметно не сократилась, среднее значение трат значительно упало, что в основном связано с покупательским поведением миллениалов или коллекционеров в возрасте от 28 до 43 лет.
В 2022 году эта возрастная группа потратила на искусство больше всего средств, благодаря небольшой группе крупных транжир, занимающих лидирующие позиции. Тем не менее, в 2023 году их средние расходы на искусство снизились с $864‘940 долларов до @395‘000, или на 54 процента!!!
За последнее десятилетие было пролито много чернил о том, что миллениалы делают или что не делают в финансовом плане. Похоже, что структуру расходов и приоритеты нынешнего поколения по-прежнему трудно определить, особенно когда речь заходит о более крупных инвестициях (включая искусство).
Исследования показали, что миллениалы изо всех сил пытались достичь уровня благосостояния предыдущих поколений из-за последовательных экономических кризисов, которые затрагивали их на этапах становления карьеры. С психологической точки зрения, для них имеет смысл прекратить тратить и начать экономить в условиях очередного сокращения рынка — возможно, даже на грани чрезмерной коррекции, — учитывая то, что они пережили. Тем не менее, миллениалы также могут стать «самым богатым поколением в истории» в течение следующих 20 лет благодаря…
2. Масштабному перераспределению богатства
Согласно отчёту, только в США в течение следующих двух десятилетий от старших поколений к младшим будет передано активов на сумму около 84.4 трлн долларов в рамках так называемого «большого трансфера богатства».
Планирование наследования стало актуальной темой для лиц с высоким уровнем дохода, и около 43% из них планируют передать свои предметы искусства своим детям.
В классе миллиардеров унаследованное богатство начинает опережать богатство, нажитое собственными силами. Это «резкое изменение» по сравнению с прошлыми годами, когда доля унаследованного богатства в 2018 году составляла всего 14%, говорится в исследовании. Этот сдвиг уже способствует росту экономического неравенства.
Неравенство, отмечает Макэндрю, вероятно, не помешает продажам произведений искусства: «В прошлом рост благосостояния высших слоёв населения, несомненно, был ключевым фактором, поддерживавшим высокие продажи и рост цен на рынке». Но она также предупреждает, что высокие цены создают «узкий рынок», который «подвержен определенным рискам и ограничениям», угрожая долгосрочному устойчивому росту.
3. Ярмарки на скоростном треке?
Учитывая, что отчёт создавался при участии Art Basel, в уме всегда маячит вопрос, есть ли скрытая заинтересованность в продвижении арт-ярмарок.
Макэндрю отмечает, что подавляющее большинство лиц с высоким доходом, принявших участие в опросе, чаще посещают художественные мероприятия, в том числе ярмарки, а также выставки в галереях.
Важно, однако, то, что «они не обязательно покупают там». Действительно, «заинтересованные» коллекционеры посещают на 41% меньше ярмарок, чем пять лет назад, — вместо 89 мероприятий в 2019 году — 51 в 2024 году. По словам Макэндрю, отчасти причиной снижения посещаемости ярмарок могут быть трудности, затраты и углеродный след, связанные с поездками, а также «тот факт, что к открытию ярмарки продаётся слишком много работ». Также всё чаще многие люди с высоким доходом совершают покупки дистанционно.
Да, ярмарки по-прежнему будут полезны для привлечения внимания к молодым и галереям второго эшелона. Но, если там будут меньше покупать, возникает вопрос, как долго это продлится.
Ещё немного говорящих цифр
Продажи на аукционах также снижаются. Согласно базе данных цен Artnet, в первой половине 2024 года они упали до $5.05 млрд, что почти на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Единственным ещё более плохим результатом за последнее десятилетие стало $3.3 млрд за первую половину 2020 года, включая ужасающие первые месяцы пандемии.
Для сравнения, по данным Artnet, в первой половине 2014 года мировые аукционы произведений искусства достигли пика в $8.6 млрд. (После пандемии самый высокий показатель за первое полугодие составил $7.96 млрд в 2022 году).
Продажи аукционного дома Christie’s за первые шесть месяцев текущего года упали на 22%, до $2.1 млрд, в результате «сложной макроэкономической ситуации», сообщил журналистам 6 июля главный исполнительный директор аукционного дома Гийом Черутти.
Аукционный дом Sotheby’s сообщил, что выручил $2.34 млрд, включая автомобили и недвижимость.
Выручка Phillips снизилась на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $373 млн.