«Если я проснусь через 100 лет, то увижу всё то же самое — пьют и воруют», — говорил Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин). На мой взгляд, это первая по значению его фраза, пополнившая кладовую афоризмов России. Вторая: «Что-то хотелось: то ли Конституцию, то ли севрюжину с хреном, то ли кого-то ободрать, а третья: «У нас в России либо в рыло дать, либо ручку пожалуйте».
Сын богатого тверского помещика, в юности вольнодумец, а в зрелости вице-губернатор Рязани и Твери, Михаил Салтыков, писавший очерки и романы о русской жизни под псевдонимом Николай Щедрин, прославился как выдающийся русский писатель и публицист., русский сатирик №1 Как сказал А.П. Чехов, столько, сколько сделал для России М.Е. Салтыков-Щедрин, (в советском написании) не сделал ни один философ или писатель.
Он презирал российское государственное устройство и отношения между людьми в России как никто другой. Его обожали и преклонялись все без исключения, от властных структур и полномочных руководителей страны до простых обывателей. Иными словами, вся мыслящая часть российского общества.
Особыми поклонниками Михаила Евграфовича были все без исключения руководители левых и революционных партий: Чернышевский, а вслед за ним и многие другие, включая Луначарского, считали Салтыкова-Щедрина идолом, единственным человеком в России второй половвины XIX — первой половины XX века, который «резал правду-матку» как никто другой: жёстко, сильно, безупречно и абсолютно точно.
Умеренная интеллигенция, в частности, партии кадетов и октябристов, считали Салтыкова-Щедрина вроде мины, но не замедленного действия, а наподобие не взорвавшегося ядерного заряда, который переворачивал сознание общества сверху донизу.
Что стоит его произведение «История одного города», которое до сих пор боятся преподавать в школе? В мою бытность студентом нам его преподносили как критику царского режима. Ничего себе! Это напоминает мне широко известную цитату из сочинений двоечника, который написал про главную героиню произведения А.Н. Островского «Гроза» так: «Она хотела стать птицей, но при царе это сделать было невозможно».
Не могу отказать себе в удовольствии привести ещё одну изумительную цитату по красоте Михаила Евграфовича: «В России правительству чтобы править надо народ изумлять». При этом я не буду развивать свои размышления над ней, поскольку моя цель сегодня в том, чтобы отдать должное выдающемуся человеку России, который будучи вице-губернатором (по сути, местным удельным князем) позволял себе сидеть на двух стульях: ревностно исполнять свои служебные обязанности и самому себя критиковать.
Если почитать произведения и записки Салтыкова-Щедрина (он издал изумительное по пронзительности произведение «Культурные беседы»), то видно, что Россия не поменялась за эти 200 лет.
Не надо думать, что в огромной, благодатной по культуре стране нет людей мыслящих и талантливых. но место Михаила Евграфовича так никем и не было заполнено — его заменить нельзя было некем. Даже Л.Н. Толстой с его масштабной критикой и громким стоном о судьбе русского народа не может восполнить место выдающегося писателя.
Во всех своих произведениях М.Е. Салтыков-Щедрин, как и коллективный автор Козьма Прутков, «зрел в корень». Он изображал ставший притчей во языцех удивительный русский ииммобилизм, за последние три века нарушенный только во времена Пугачева и второй раз во времена коллективного Пугачева (во главе с Лейбой Бронштейном и Владимиром Ульяновым). Но, в отличие от Пугачева, которому четвертование заменили на отрубание головы (пощадили), оба вождя самого кровавого политического действия в российской истории упокоились с миром. Один — в далёком мексиканском городке Койоакан, в пригороде Мехико, другой — в центре Москвы в пантеоне, возведённом в его честь.
Мы чтим сегодня память выдающегося писателя, философа, общественного деятеля, истинного патриота, который сильно и безудержно страдал каждую минуту за насилие над любимым народом. Салтыков-Щедрин внёс в это всю силу своего пронзительного, точного и безусловно мощного таланта критика и знатока российской общественной жизни.
Упокойся, дорогой Михаил Евграфович, с миром — тебя и в раю будут любить особо, так как и там ты будешь стараться навести порядок, какой ты не сумел навести здесь.