Картина «Завтрак» Буше известна всем. Для нас сегодня она станет ключевым моментом в рассказе об истоках глобализации.
Никто никогда не догадается, что предметом начала глобализации является нечто, что Вы сейчас держите в руках. В моих руках — чашка кофе, у моего соседа по даче — стакан чаю, а у моей хорошей знакомой через дорогу по всему её маленькому дому распространяется аромат горячего шоколада.
Завтрак, завтрак и ещё раз завтрак. Во всём виноват завтрак. Екатерина Брагансская — королева Англии, ввела в его состав экзотический напиток — чай. Кофе меню завтрака ввела жена Людовика XIV Мария Терезия Испанская. Шоколад появился при дворе Короля-Солнце тогда же (хотя на первых порах он и не был частью завтрака, но потом ей стал).

Поначалу все торговые войны Средневековья начинались из-за специй: гвоздики и чёрного перца. В Высокое Средневековье они стали происходить из-за экзотических напитков: чая, кофе и какао.
Тремя центрами торговли этими напитками были три крупнейших города Европы: Амстердам, Лондон и Мадрид.
Поначалу все три напитка подвергались остракизму и недоброжелательному отношению. Им долго не доверяли. Однако преодолеть недоверие помогли монастыри, которые с начала XVII века были распространителями не только лекарственных и фармацевтических препаратов, но и завезённых напитков.
История какао-бобов, пожалуй — самая экзотическая история, поскольку их судьба связана не с историей напитка, а валюты, которая являлась основной в товарно-денежных отношениях государств Центральной Америки. Государства майя и ацтеков использовали зёрна какао в качестве одной из основных валют. Об этом писали как сам Христофор Колумб, так и первооткрыватель Мексики Эрнан Кортес. Конечно, центром торговли этим напитком был Мадрид — столица Испании.
Шоколад поначалу не был сладким, он был скорее острым, а его вкус не напоминал вкус современного сладкого напитка. Однако уже в 1710х годах он стал самым популярным в Европе и перешёл из домов высокой аристократии в жилища среднего класса и даже общественные питейные заведения.
В Мадриде до сих пор рядом с площадью Пуэрто-дель-Соль открыто заведение, которое стало общественным питейным заведением в середине XVI века — Санта Инес. Я был там и пил шоколад, который пили ещё на заре появления этого напитка в Европе. Как и тогда, сюда стоит большая очередь из туристов, желающих попробовать напиток в его первозданном виде.
Кофе в Европу поначалу поступал из далека — из Южной Африки. По легенде, он был открыт в Эфиопии, где один пастух заметил, как козы, поедавшие плоды некоторых кустарников, стали вести себя странно. Они сильно возбуждались и совершали неимоверные прыжки, которые в обычном состоянии не могли бы сделать. Такой прыжок достигал до трёх метров в высоту.
Пастух обратил внимания на кусты, пользовавшиеся наибольшей популярностью у подопечных, и рассказал о них соплеменникам. Секрет кофеина был раскрыт.

Рассказ о кофе надо продолжить самым ярким эпизодом в истории этого напитка, рассказав о том, как кофе спас Вену (столицу Австро-Венгрии) от османского ига. Османы уже стояли у стен столицы Габсбургов.
В Вене все знают улицу Кульчицкого (Кульчицкий штрассе). Благодаря этому авантюристически настроенному молодому человеку, проникшему в качестве шпиона австро-венгерской армии в тыл турок, произошла паника и отступление Османской Империи от стен чуть было не павшей столицы.
После отступления бежавшие турки оставили на полях сражений (кроме пушек драгоценностей и оружия) большое количество мешков с неизвестными зелёными плодами. Это был кофе. Из кофейных зёрен быстро научились делать ароматный напиток, и Вена стала центром паломничества европейских кофеманов и своего рода центром, давшим импульс к развитию кондитерского ремесла.
Напомню, что знаменитые круассаны были привезены австрийским-венским кондитером к французскому Королевскому Двору и уже отсюда они победоносным маршем двинулись по всему миру, став брендом французской кулинарии.
Приблизительно такая же история открытия душистого напитка, но уже в Китае, произошла с чаем, который стал поступать в больших количествах в крупнейший порт Голландии — Амстердам, впоследствии ставший столицей самой большой торговой кампании всех времён и народов — Ост-Индийской. Последняя стала источником укрепления мощи Голландии и сделала впоследствии эту маленькую европейскую страну одной из великих торговых морских держав мира.
Для того чтобы развернуть на постоянной основе торговлю шоколадом, чаем и кофе, следовало установить стабильные торговые связи. А для этого были задействованы немалые ресурсы. Но главное — в этой торговле участвовали четыре континента: Европа, Азия, Африка и Латинская Америка.
После раздела Карибского бассейна в Западном полушарии между Испанией, Францией и Англией Испании отошли Куба и Пуэрто-Рико, Франции и Англии — остальные острова Антильской гряды, Санто-Доминго и другие крупные острова региона.
Торговля этими тремя напитками дала импульс к другой фазе глобализации — работорговле. Для того чтобы выращивать, производить и продавать в Европе сырьё для этих напитков, потребовались большие людские ресурсы. Их стали искать в Африке — там, где в ту пору это было делать легче всего.

На кораблях, которые тогда были способны перевозить людей (в XVIII веке), размещалось не более 300 человек. До пункта назначения живыми и невредимыми доезжало не более 50. В общей сложности, за век работорговли было перевезено 12 млн людей с Африканского и отчасти Азиатского континентов.
Маршрут проходил следующим образом: из Индокитая (Индии, Китая и прилегающих государств) товары прибывали на юг африканского континента, где происходил обмен товара на людей, а уже из Африки люди доставлялись в Нант (Франция), Лиссабон (Португалия) и ряд других крупных городов Европы.
В ту пору крупными рабовладельческими государствами, где процветала работорговля, были Португалия, Англия и Франция. Напомню, что работорговля была запрещена лишь в начале XIX века, а до этого она процветала почти повсеместно.
Два главных этапа развития торговли экзотическими напитками: шоколадом, чаем и кофе, а затем и работорговля стали ключевыми отправными точками к формированию нынешнего этапа глобальной экономики.
Некоторые считают, что глобализация началась ещё в эпоху меркантилизма, когда драгоценные металлы были основой экспорта крупнейших держав мира того времени. Но мне представляется, что всё же наиболее масштабными вехами в становлении глобальной экономики стали именно те, о которых я говорю.
Даже торговля пряностями (гвоздикой, чёрным перцем) — основой торговых войн между городами-государствами Средиземноморья и Османской Империей, была прелюдией, своего рода увертюрой к двум главным этапам установления серьёзных глобальных торгово-экономических связей Позднего Средневековья.