Неизвестные шедевры: Концерт для клавесина Франсиса Пуленка

Неизвестные шедевры: Концерт для клавесина Франсиса Пуленка

Рубеж XIX-XX веков в музыкальном искусстве отметился необычайным интересом к традициям прошлого. На волне обращения к музыке барокко и более ранних эпох к жизни были возвращены многие старинные инструменты, которые, казалось бы, навсегда канули в Лету. Среди них был клавесин – клавишный струнно-щипковый инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра из кончика вороньего пера.

Интерес к клавесину вскоре охватил композиторов XX века, которые с воодушевлением приняли его в оборот и создали современный репертуар. Одним из первых к «новому» инструменту обратился французский композитор Франсис Пуленк (1899 – 1963).

Ванда Ландовска

Инициатором создания современного репертуара для клавесина в XX века стала Ванда Ландовска (Ландовская, 1879 – 1959). Пианистка, музыковед и педагог, Ландовска одна из первых в XX столетии стала активно пропагандировать клавесин. И даже в содружестве с фортепианной компанией Pleyel в 1912 году презентовала миру первый современный клавесин.

Ванда Ландовска играет на клавесине Grand Modele de Concert. Этот инструмент можно назвать производным современного рояля и клавесина. Это тяжелый инструмент с металлическими рамами и кожаными плектрами, по факту, был лишь отдаленно похож на оригинальные легкие деревянные клавесины. Но свой революционный вклад в историю исполнительства все же внес.
Ванда Ландовска играет на клавесине Grand Modele de Concert. Этот инструмент можно назвать производным современного рояля и клавесина. Это тяжелый инструмент с металлическими рамами и кожаными плектрами, по факту, был лишь отдаленно похож на оригинальные легкие деревянные клавесины. Но свой революционный вклад в историю исполнительства все же внес.

Ландовска достаточно быстро поняла, что для подлинного возрождения клавесина из забытья нужно обратить на него внимание композиторов.

«Напишите для меня концерт»

С такой просьбой обратилась Ландовска к молодому Пуленку (на момент судьбоносной встречи ему было 24 года). Это произошло на исполнении камерной оперы Мануэля де Фальи «Балаганчик маэстро Педро» в музыкальном салоне княгине де Полиньяк.

Опера стала одним из первых современных произведений, где в составе оркестра присутствовал клавесин. Ванда Ландовска активно участвовала в подготовке оперы не только как исполнительница, но и помогала де Фалье работать над партией клавесина.

Случайная встреча с Ландовской оказалась важнейшим событием в моей карьере. Я испытывал к ней столько же артистического уважения, сколько и человеческой нежности. Я горжусь дружбой с нею.

Из воспоминаний Франсиса Пуленка

Concert Champétre

Ожидать от Пуленка обещанного концерта Ванде Ландовской пришлось несколько лет. Их разговор о написании сочинения произошел в 1923, а работа над произведением началась только в 1927 году. Концерт для клавесина и оркестра, который получил название «Concert Champétre»  — «Сельский концерт», был завершен Пуленком в сентябре 1928 года. Но премьеры, уже назначенные на конец октября, пришлось отложить.

За редактирование партии клавесина взялась Ландовска. Она открывала Пуленку секреты этого удивительного инструмента: знакомила с его регистрами, которые позволяют умножать звучание инструмента без добавления дополнительных нот.

Пуленк и Ландовска за работой над клавесинной партией «Сельского концерта».
Пуленк и Ландовска за работой над клавесинной партией «Сельского концерта».

Название концерта также отразило участие Ландовской в создании произведения. На светлую пасторальную тематику Пуленка настроил лес в Сен-Лё, близ которого в Сен-Лё-Ла-Форе Ванда Ландовска в 1925 году открыла собственную клавесинную школу.

Первые шаги нового шедевра

Впервые концерт Пуленка для клавесина и симфонического оркестра прозвучал в Париже в зале Pleyel 3 мая 1929 года. Партию клавесина исполнила, конечно, Ванда Ландовска. За несколько дней до премьеры она в сопровождении Пуленка, который взял на себя партию оркестра за роялем, обыграла новое произведение в концертном зале своей школы.

Ландовска очень трогательно относилась к сочинению Пуленка и всеми возможными способами продвигала его по всему миру. Она играла его в Берлине, Варшаве, Нью-Йорке и Лондоне. Трансляция выступления Ландовской, исполняющей «Сельский концерт», транслировалась в 1931 году на волнах BBC – крупнейшей на то время радиостанции мира.

Познакомиться с «Сельским концертом» для клавесина и оркестра Франсиса Пуленка предлагаем в аутентичном звучании большого концертного клавесина Pleyel, для которого  и создавалось это произведение.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку