Под шквал критики со стороны своих партнёров по Евросоюзу левый немецкий канцлер Олаф Шольц совершил визит в Китай в сопровождении немецких промышленников, таких как руководство концернов Volkswagen и BASF. Как было сказано в эфире Общественного телевидения CCTV, этот визит — первый с начала пандемии ковида, ставит цель дальнейшего укрепления сотрудничества с Поднебесной.
Германия — крупнейший партнёр Китая в Европе, а 9.5% немецкой экономики «завязано» на Китай. Товарооборот двух стран в 2021 году превысил 245 миллиардов евро, и Германия хочет открыть китайский рынок для своих товаров ещё больше, решив проблемы лицензирования и защиты интеллектуальной собственности. Это происходит на фоне убеждений, что экономическое сотрудничество поможет странам не только больше процветать, но и стать более лояльными друг к другу.
Вызывает большие опасения тот факт, что китайцы за каждое открытие своего рынка требуют технологий. Больше рынков — больше технологий у страны, с которой такое сотрудничество Европа стремиться сократить.
Хотя Олаф Шольц всего-навсего продолжает сотрудничество, расцветшее при его предшественнице — Ангеле Меркель, которая практически ежегодно ездила в Китай, его визит вызвал негативную реакцию в Брюсселе и Вашингтоне, а также в Париже. Когда Запад сокращает сотрудничество с авторитарным режимом, Германия стремится его укрепить, несмотря на готовый вспыхнуть конфликт из-за Тайваня.
Канцлер делает всё, чтобы его не упрекнули в нарушении общих принципов политики Евросоюза в дополнение к противостоянию ей в отношении спецоперации России на Украине. Как отмечено в публикациях AFP со ссылкой на источники в правительстве Германии, в повестке визита сотрудничество в области изменения климата, продовольственной безопасности и страны-должники. Но причём здесь автомобильные и химические концерны?
Автомобильная промышленность Германии значительно зависит от Китая, и коммунистический режим использует это, чтобы добиться лояльности западного партнёра. Едва начались притеснения в Европе китайской Huawai в конце 2019 года, как власти Поднебесно предупредили немецких партнёров о возможности зеркальных действий для немецких автомобильных концернов.
Volkswagen был первым западным автомобильным гигантом, который пришёл в Поднебесную десятилетия назад. Shanghai Volkswagen (совместное предприятие с Shanghai Automotive) появилось в 1984 году, FAW Changchun Volkswagen был открыт в 1991 году. Первые пять китайских автомобилей «Сантана» сошли с конвейера в 1983 году в сотрудничестве с Volkswagen. В 2002 году Volkswagen уже продал 513’000 автомобилей в Китае, установив новый рекорд и превысив собственные продажи компании в Германии, став ее самым важным зарубежным рынком. Сегодня концерн Volkswagen в Китае располагает заводами по всей стране, производящими автомобили и комплектующие на более чем 40 площадках, а китайский рынок для него — важнейший рынок в мире.
В 1978 году недалеко от Пекина при технической помощи Германии была создана «Солнечная деревня». Сегодня солнечные панели Германии в значительной степени зависят от китайского импорта, поскольку более 80% их производства сосредоточено в Китае. Пекин также контролирует сырье, которое имеет решающее значение для зеленой энергетики(литий), при этом в стране перерабатывается почти 90% редкоземельных элементов и 60% лития.
Немецкий химический гигант BASF недавно объявил о крупном инвестиционном проекте в Чжаньцзяне, провинции Гуандун, стоимостью до 10 миллиардов евро.
Однако в большей степени европейцы опасаются того, что Германия по итогам визита примет решение отдать в руки китайцев порт Гамбурга. Канцлер — бывший бургомистр, по информации европейских СМИ, намерен одобрить соглашение, заключенное год назад между оператором порта HHLA и китайским судовладельцем Cosco о приобретении последним 35% акций контейнерного терминала Толлерорт (CCT). Та же компания в 2016 году выкупила порт Пирей близ Афин (Греция).
Решение относительно порта Гамбурга должно быть принято до конца ноября 2022 года. Против этого выступают не только вне страны (прежде всего, Еврокомиссия), но и члены правительства самой Германии — министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, транспорта и обороны. Однако никто не может Шольцу что-либо запретить, только рекомендовать. А он утверждает, что приобретение китайцами крупнейшего немецкого порта ни к чему плохому не приведёт.
Эксперты отмечают, что хотя политические интересы Китая и Германии расходятся, их экономические связи, вероятно, останутся прочными в краткосрочной перспективе. Но они будут слабнуть по мере того, как Китай сократит свою потребность в немецких технологиях и капитале (Германия является партнёром по инфраструктурным проектам, 4м по величине инвестором) — в долгосрочной перспективе. Если, конечно, визит Олафа Шольца в Китай не сможет эту тенденцию переломить.