19 октября могло бы исполниться 78 лет скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову, который всю свою жизнь и творчество посвятил сохранности русской культуры, подъему патриотического духа и укоренения в памяти русских героев и деятелей вместе с их подвигами.
Как человек творческий, он имел возможность распространять свои идеи в своих работах, а не только в социально-активной позиции — создание и участие в патриотических организациях (участник движения «Держава», президент Фонда славянской культуры, организатор Славянского экономичного союза, председатель Союза русского народа). Он был из тех художников, чья жизненная позиция ярко прослеживается в произведениях. Ему принадлежат около сотни работ, среди которых реализованный проект звонницы, барельефы и большая часть – памятники, посвященные в основном людям, которыми Вячеслав Михайлович восхищался и считал, что и народ должен их запомнить.
Творческий путь: от строителя к скульптору
Вячеслав Клыков вошел в историю, как один из лучших российских скульпторов реалистического жанра: скрупулезная детализация, смысловая нагрузка фигуры, портретное сходство позволяло ему достигать цельности образа.
А ведь профессионально осваивать мастерство скульптуры он начал только в 21 год. До этого он успел закончить строительный техникум и поработать по специальности. Но в 1960 году он все же решается поступить на художественный факультет Курского пединститута.
Более четко определившись с творческим направлением и пожелав получить лучшую образовательную базу, спустя 2 года он бросает пединститут в Курске и поступает на факультет скульптуры в Москве, в институт им. Сурикова. Учиться ему посчастливилось у настоящего мастера своего дела – Николая Томского, прославленного российского скульптора. После окончания учебы в 1968 году ему выпадает честь выставлять свои работы в Третьяковской галерее. В определенных кругах его уже знают и признают, но общественную известность он получает только спустя десятилетие.
Творчество в бронзе
Вячеслав Михайлович создавал статичные и динамичные памятники: характер образов передавал не только с помощью выражения лица, но и за счет движений, поз.
Портретное сходство и выразительность образа можно заметить в работах, посвященных людям искусства. Например:
- Александру Пушкину в Тирасполе, где поэт занимает статичную замкнутую позу, а рядом находится символ вдохновения – крылатый Пегас;
- певице Надежде Плевицкой, которая, как подобает артисту, запечатлена на сцене;
- актеру и режиссеру Василию Шукшину на горе Пикет, где он изображен как мыслитель в сидячей, непосредственной позе.
Как глубоко верующий человек, Вячеслав Клыков с определенным восторгом работал над памятниками духовным деятелям и святым, стараясь передать в скульптуре весь спектр чувств, который вызывает у него данный образ. Для примера памятник:
- Николаю Чудотворцу в г. Бари, в котором сделана детальная проработка узора рясы святого, совместно с тонким нимбом, образ приобретает некоторую декоративность, но и одновременно – величественность;
- Георгию Победоносцу в Рязани – классический сюжет для полотен и монументов, как святой расправляется с сатаной, представшим в образе змея, хорошо переданы характер и динамика.
- Прасковьи Луповой в Ишиме, посвященный девушке, прошедшей путь от Сибири до Петербурга ради того, чтобы получить помилование царя для своего отца. Она не прельстилась прелестями столицы, добившись помилования – ушла в монастырь. Статуя изображает юную Прасковью в пути.
Как настоящий патриот, Вячеслав Михайлович испытывал огромную гордость за свои корни. Чтил историю и возвеличивал значимые исторические образы, повлиявшие на становление Руси. Величайшим творением этой тематики является памятник князю Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области. Это скульптурная композиция, в которой русский князь мощной фигурой изображен на коне, а под копытами лошади поверженный хазарский воин. Скульптура полна экспрессии и динамики. Совсем иной памятник той же исторической личности был сделан Клыковым в Запорожье – статичная, мощная фигура Святослава с поднятым мечем, как молчаливый призыв к сражению за родные земли. Скульптор еще не раз прибегал к созданию бронзовых фигур правителей Киевской Руси — княгине Ольге, князю Владимиру. Но только образ Святослава удалось раскрыть во всей мере.
Памятник самому скульптору был установлен в Белгородской области, возле той самой звонницы, которую соорудил Клыков. Работу выполнил его друг – Анатолий Шишков. По замыслу скульптуры, которая была установлена напротив храма, статный Вячеслав Михайлович замер в любовании своим творением.