Судьба реставрации памятников архитектуры вновь вошла в поле зрения законодателей, экспертов и девелоперов, которые ежегодно пытаются совершенствовать законодательство одной из самых чувствительных сфер жизни общества. В этом году обсуждение перемен сопряжено не только с очередным циклом согласований, но его требует изменившаяся международная жизнь.
Казалось бы, в свете повсеместного разрешения параллельного импорта для реставрации наступили другие времена, но законодатель опасается подвергать эту, чрезвычайно чувствительную сферу кардинальным изменениям. В частности, вердикт Первого заместителя председателя комитета по культуре Госдумы Елены Драпеко прост: «Нет денег — не реставрируйте». Она уверена, что экономить на сохранности исторического наследия нельзя.
Эта и множество проблем, связанных с охраной памятников культуры и определением границ исторических объектов поднимались 21 декабря 2022 года на Международном Симпозиуме НК ИКОМОС, Россия «Год культурного наследия народов России. Актуальные задачи. Теория и практика». Эти проблемы ощущают на себе как россияне, которые заботятся о наследии предков, так и инвесторы, которые могут вложиться в проект и, например, неожиданно выяснить, что в охраняемом месте строить нельзя.
Как сделать так, чтобы и объекты были сохранены, и люди довольны, и инвестор миллионы не терял?
«Мы требуем, — говорит народная избранница, — сначала проводите геологическую разведку, а затем копайте и проводите строительные работы. Проблем ещё много, и мы должны вместе их решать. Сейчас я также внесла законопроект об упрощённом, ускоренном порядке внесения в реестр выявленных после 2010 года объектов охраны культурного наследия; вывести же их можно будет только через государственную экспертизу. Если правительство даст на него положительный ответ, то будет легализована целая куча выявленных объектов».
Надежда Филатова, вице-президент НК ИКОМОС, Россия, руководитель отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Российского НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева уверена, что международный кризис в сфере культурного сотрудничества Россию миновал, прошёл мимо страны. «Самые острые моменты мы уже пережили, — говорит она. — Мы в нормальном режиме работаем с ЮНЕСКО, в данный момент сверяем с ними часы. Международная организация много делает для объектов всемирного наследия, в частности, она разработала понятийный и терминологический аппарат для защиты объектов исторического наследия с учётом оценки воздействия на них близлежащих объектов и факторов. Внедрение этой системы — всемирный процесс, к решению которого мы только приступаем, находимся на этапе анализа и оценки. Через год-полтора решения состоятся».
К сожалению, в части европейских материалов и технологий, без которых в течение десятилетий был немыслим реставрационный процесс, всё не так благополучно. Тормозятся и объекты, окупаемость которых должен обеспечивать туризм. В то же время, по-прежнему «есть смелые люди» из западных стран, которые продолжают сотрудничество с Россией ради сохранения объектов великой русской культуры
В любом случае, резких негативных перемен в сфере культурного наследия не стоит ждать, законодатель попросту не даст девелоперам или инвесторам экономить на объектах старины. Напротив, Надежда Филатова уверена, что в жизни российской реставрации наступают новые позитивные перемены: «Будем развивать собственные реставрационные технологии, — говорит она. — Думаю, что всё будет хорошо».